Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие умственных способностей старших дошкольников посредством моделирования»
Развивающие занятия
Автор: Суббота Ирина Юрьевна   
11.02.2022 20:19

«Развитие умственных способностей старших дошкольников посредством моделирования»«Развитие умственных способностей старших дошкольников посредством моделирования»

Дошкольный период-это время быстрого роста по ряду показателей развития, не последним из которых являются способности детей к мышлению или познанию. В течение этого периода времени дети учатся использовать символическое мышление, отличительными чертами которого являются использование языка и символов, а также более продвинутая игра в притворство. Дети этого возраста демонстрируют сосредоточенность мышления, это означает что их внимание ограничено одним аспектом ситуации или объекта. Они также демонстрируют свои собственные способы классификации, рассуждения и решения проблем.

Интеллектуальное развитие относится к изменениям, которые происходят в результате роста и опыта в мышлении, рассуждениях, отношениях, суждениях, концептуализации и т.д. Это изменения, очевидные у детей как часть интеллектуального развития. Когнитивное развитие-это то, как дети думают, исследуют и выясняют вещи. По сути, это развитие знаний, которые помогают детям думать и понимать окружающий их мир. Развитие мозга является частью когнитивного развития.

 

Дети в раннем возрасте не только растут физически, но и сталкиваются с быстрым умственным ростом. Они продолжают совершенствовать свои навыки наблюдения и взаимодействия с миром. Интеллектуальное развитие-это все, что связано с обучением. Речь идет о том, как люди организуют свои умы, идеи и мысли, чтобы понять мир, в котором они живут. Основными направлениями интеллектуального развития являются:

Развитие языка – помогает нам упорядочивать мысли и осмысливать окружающий мир. Это помогает человеку задавать вопросы и превращать простые идеи в более сложные. Развитие языка зависит от модели развития ребенка, возраста, возможности экспериментировать и использовать язык. Это основная индивидуальная потребность в общении, и язык-это инструмент, который позволяет это сделать.

Когнитивное развитие – это то, как мы используем наш разум и организуем мышление, чтобы понять окружающий нас мир. Когнитивное развитие зависит от общего развития ребенка. Когнитивное развитие включает воображение – способность представлять вещи, когда их нет перед вами. Используя свое воображение, дети предаются притворным играм,, рассказывают истории, рисуют, лепят, читают, делают модели.

Чтение — важный интеллектуальный навык. Ребенок рождается в среде, где его постоянно окружают слова и символы. Научиться читать — это умение распознавать, интерпретировать и понимать сотни символов и комбинаций этих символов так, чтобы они имели значение.

Умственное развитие является важным аспектом роста, охватывающим различные умственные способности. Это начинается с самого рождения, и по мере того, как ребенок развивается, с течением времени его психические реакции также меняются. Эти реакции очень просты для начала, но со временем они приводят к сложной умственной деятельности.

Умственное развитие включает в себя такие способности, как внимание, восприятие, наблюдение, запоминание, воображение, мышление, решение проблем и развитие интеллекта, а также языка. Эти способности меняются, растут и созревают с возрастом и снижаются в старости. Темпы изменений варьируются в зависимости от возраста и особого опыта. Несмотря на общую закономерность психического развития, каждый индивид растет и развивается своим уникальным образом. Различные умственные способности или виды деятельности, упомянутые выше, взаимосвязаны и развиваются как единое целое. Они взаимозависимы и не развиваются изолированно. Помимо этой «взаимозависимости», еще одной типичной особенностью психического развития является его непрерывность.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. [1, 137]

Умственное развитие-это еще одно название для расширения интеллектуального горизонта ребенка. Начнем с того, что для ребенка мир-это одна большая, «гудящая путаница». Постепенно детали воспринимаются и понимаются, осознаются различия, а опыт и знания организуются в новые отношения. Это становится возможным благодаря процессам дифференциации и интеграции.

Факторы, влияющие на умственное развитие, включают взросление, обучение и образование. Тип нервной системы, которую наследует ребенок, является важным фактором. Это помогает ему координировать различные действия и реакции. Мозг, важная часть нервной системы, играет более значительную роль в умственном развитии индивида, чем любая другая часть. Это помогает в восприятии окружающего мира, а восприятие является основой умственной деятельности – всей мысли и сознания.

Одним из методов обучения дошкольников является моделирование.

Моделирование — базовое понятие. Мы рассматриваем его в общепринятой трактовке — как процесс исследования объектов знания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений общественных систем, процессов профессиональной деятельности и т.д. [2, 135]

Моделирование — наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений. Модели могут помочь детям проще объяснить сложный пример или сложный процесс. Например, в математике вы можете использовать любимые объекты детей, такие как животные, фрукты или анимированные персонажи. Кроме того, наглядные пособия могут иллюстрировать природу, экосистему или научный процесс.

Известно, что модели являются весьма общим средством познания. Они используются как для экспериментов, так и для исследований и обучения, поэтому модели следует рассматривать как эффективный дидактический инструмент. «... При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения – план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты». [3. 205]. Наглядные модели помогают воспитателям устанавливать, объяснять, связывать идеи и концепции, делая занятия более интересными, приятными и эффективным.

Модели широко используются при формировании временных представлений, количественных представлений (например, числовая лесенка, числовая фигура и т. д.) и пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.). При формировании базовых математических представлений в основном используются предметные, предметно-схематические, графические модели.

Применение моделей естественно должно сочетаться с другими методами обучения. Готовясь к занятию, воспитатель должен тщательно продумывать его содержание с учетом знаний и навыков детей, решать, как использовать те или иные методы и приемы, наглядный материал. Он предоставляет детям возможность проявлять инициативу в получении и применений знаний, стимулирует проявление смекалки и сообразительности, побуждает пользоваться мыслительными действиями.

Поиск и применение методов моделирования в обучении, обеспечивающих не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения), — залог успешной подготовки детей к обучению в школе.

Основой развития познавательных способностей старших дошкольников являются действия визуального моделирования. Существует три типа моделирования. Первый включает в себя действия замещения, которые делят предметный мир на замещающих и заместителей. Так, дошкольники используют в игре вместо градусника палочку. В возрасте 5-6 лет заместители становятся все более условными, носят символический характер.

Второй тип моделирования включает в себя применение моделей. В таком случае воспитатель дает модель в готовом виде, а задача ребенка — решить познавательную задачу с ее помощью. Важно видеть за каждым элементом модели реальность, которую он заменяет, уметь сопоставить отношения между заместителями с отношениями между реальными объектами.

Третьим типом наглядного моделирования является построение модели. Например, на уроках конструирования, основанных на анализе уже построенной конструкции. В будущем становится возможным построить модель по собственному плану — дети сами решают, каким будет их конструкция, будто-то гараж, дом, и выполняют чертеж заранее.

В качестве действия, которое в максимальной степени способствует развитию умственных способностей детей дошкольного возраста, рассматривается действие по построению и использованию визуальных моделей, то есть таких объектов изображения событий, явлений, предметов, в которых подчеркивается и изложено в обобщенном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условного заместителя.

Визуальные модели становятся средством обучения, то есть их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством педагога во время занятия и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенной информации. Визуальные модели, применяемые в группе, демонстрируют пространственные, временные, логические и другие отношения.

Следует учитывать, что использование этих моделей возможно при условии сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков анализа, сравнения, обобщения.

Осваивая умение работать с различными типами моделей, детям открываются новые представления об объектах окружающего мира. Во многих видах познавательной деятельности моделирование способно привести ребенка в активную позицию и стимулировать умственную деятельность.

Список использованной литературы

  1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [ Текст ]: учеб. метод. пособие / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. Изд – во центр Владос, 2003. – 400 с.
  2. Варенцова, Н.С. Программа «Развитие» (основные положения) [Текст]: учеб. — метод. пособие / Н.С. Варенцова, О.Н. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1994. — 64 с.
  3. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год