Кинетический песок. Материал для творчества и развития детей с ТНР. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гончарова Любовь Александровна Лагунова Наталья Алексеевна | |||
25.12.2021 10:28 | |||
Кинетический песок. Материал для творчества и развития детей с ТНР. Что важно для педагога? В первую очередь, чтобы после качественного анализа возможностей и проблем воспитанников была составлена правильная методика по совершенствованию речи. Но время не стоит на месте и детям важно, чтобы при работе над звуками использовались новые технологии. Одна из таких – кинетический песок, который применяется не только в арт-терапии, но и в работе воспитателей. Особенности современных детей: часто встречающиеся речевые нарушения. Сейчас мы все чаще встречаем детей с речевыми нарушениями. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме обычного нарушения звукопроизношения, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например, ОНР, алалией, дизартрией, заиканием и т.д.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, избегают общения, а также ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Именно поэтому задача педагога работать в постоянном контакте с параллельными специалистами: педагогом-психологом, учителем -логопедом. Прекрасно, когда в детском саду есть возможность для всесторонней работы над речевой проблемой. Дети с речевыми патологиями требуют к себе особого внимания. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы, у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи и т.д. Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Песок сквозь пальцы: развиваем мелкую моторику и учимся управлять эмоциями. Одним из таких методов является арт-терапия, в состав которой входит песочная терапия. Арт-терапия – это метод воздействия посредством художественного творчества, является средством преимущественно невербального общения, в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (апатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции как взрослого, так и ребенка. Это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, нарушения формирования общей и мелкой моторики. Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Сохранение и укрепление здоровья детей – важнейшая задача, как родителей, так и педагогов. Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал, который только начинает находить свое применение в России. Кинетический песок на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяют визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. При резком сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени. Этот песок – набор для творчества нового поколения. Рекомендован детям от 3х лет. Свойства и особенности:
- не боится воды. Чем полезен кинетический песок для детей и взрослых?
Обладая достаточной сыпучестью, он вместе с тем легко принимает и сохраняет длительное время заданную форму. Эти ценные качества делают кинетический песок очень удобным материалом даже для самых маленьких «скульпторов». Занятие лепкой из кинетического (живого) песка очень полезно для ребенка. Оно развивает мыслительные способности, воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук. Это прекрасная возможность развлечь малыша и активизировать процесс его индивидуального развития. Воспитатели логопедической группы: Гончарова Л. А., Лагунова Н. А., МБДОУ д/с № 17 *
|