Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Такие разные деревья» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Климова Ольга Викторовна | |||
30.12.2021 12:31 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Такие разные деревья» Цель: развитие творческих и познавательных способностей детей, умения передавать в рисунке сезонные изменения природы средствами нетрадиционного рисования. Задачи: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Предварительная работа: наблюдение сезонных изменений в природе, работа с разными изобразительными материалами, рисование разнообразных явлений природы, дидактические игры по теме «Времена года», чтение художественной литературы, беседы об изменениях в природе и о том, как это можно нарисовать.
Материалы и оборудование: листы бумаги по количеству детей одного размера, но разного цвета (3 белых, 3 голубых, 3 светло-зелёных, 3 светло-жёлтых); гуашь, баночки с водой, тонкие кисти для прорисовывания деталей; материалы для нетрадиционного рисования (ватные палочки, зубные щётки, свечи, поролоновые губки, трафареты для набрызга, стеки, бумага для оттисков, вата, клей, воздушные фломастеры, штампы из пробки); влажные салфетки; изображения с видами природы в разное время года; изображения деревьев (презентация или фильм), презентация «Нетрадиционные техники рисования», небольшие листы цветной бумаги, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского Ход: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко.) А теперь встанем в круг и представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся друг друга и подарим тепло своим друзьям. Звучит мелодия «Времена года» П.И. Чайковского Воспитатель: ребята, слышите, звучит мелодия? Кто знает, как называется эта композиция и кто ее автор? - Совершенно верно, это «Времена года» П.И. Чайковского - Ребята, назовите, пожалуйста, времена года по порядку. Дети называют времена года - Отгадайте, о каких временах года говорится в следующих стихотворениях: На полянке, у тропинки Пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, А под елкой снег лежит. (весна) И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, С рыбками плескаться. (лето) Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. (осень) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. (зима) - Давайте еще раз уточним признаки времен года (дети называют характерные признаки времен года по порядку, начиная с зимы, педагог показывает изображения разных времен года (презентация или картины)) - Сегодня мы с вами поговорим о временах года на примере деревьев. Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики. - Ребята, мы с вами не раз обращали внимание на то, сколько разных, красивых деревьев растет на территории нашего детского сада. Они настоящее его украшение. Одни есть почти на каждом участке, другие встречаются реже. - Какие деревья растут на нашем участке? (дети отвечают) Каждое дерево очень своеобразно и красиво. Если посмотреть по внимательнее, то окажется, что деревья, очень похожи на людей, у каждого может быть свой характер и настроение, даже в зависимости от возраста они выглядят по-разному. Взрослые деревья величественны и строги, ствол прямой как стрела, а ветки свободно и смело расправлены. У старых деревьев ветки опущены вниз, словно от усталости и долгих лет жизни, ствол более изогнут и коряв. Они похожи на бабушек, которые могут быть добрыми и ласковыми и совсем наоборот — угрюмыми и ворчливыми. Давайте попробуем определить какой характер, возраст, настроение у деревьев, изображенных на картинках, кого они вам напоминают. (Показ картинок (презентации) и ответы детей). Молодые деревца имеют озорной вид, стройные тонкие стволы, веточки приподняты. Как вы думаете, елочка у входа в наш детский сад молодая или нет, почему? Отчего березу, иву называют плакучей? (Показ картинок и ответы детей) Вот как об этих деревьях говорится в стихах: Что за дерево-краса, ниже пояса коса? Да волшебный стройный стан, да беленый сарафан, Да сережки, словно слезки, у красавицы березки.
Гибкий стан согнула, голову склонила, Ветви окунула в воду речки ива. Она всегда вдоль рек растёт. О ней все много песен знают. За то, что клонит ветви вниз Её плакучей называют. Имитационная игра Воспитатель: Сейчас я предлагаю каждому из вас перевоплотиться в какое-либо дерево, у кого-то оно будет молодым, у кого-то уже достаточно взрослым, кто-то будет молодой березкой, кто-то взрослой строгой сосной, кто-то плакучей ивой… Представьте, какими могут быть характер и настроение у деревьев и изобразите их. Дети встают со своих мест и изображают разные деревья под классическую музыку, затем угадывают, кто какое дерево изобразил Воспитатель: какие разные деревья получились у вас! - А еще деревья отличаются не только по своему характеру, но и в разные времена года они выглядят по-разному: зимой дерево спит, весной просыпается, летом укрывает нас от жаркого солнца своей листвой и угощает плодами, радует яркими красками и готовится к зиме осенью. - Сегодня я предлагаю вам нарисовать дерево в разные времена года. Давайте выберем с вами, какое дерево мы будем рисовать (дети предлагают варианты и выбирают одно дерево, например, яблоню) - А рисовать мы будем не обычным способом, а с использованием нетрадиционных техник рисования. - Предлагаю вам вспомнить, какие нетрадиционные техники рисования мы знаем! Воспитатель загадывает детям загадку про технику рисования, дети отгадывают и называют (данное задание сопровождается презентацией: слайды с загадками и слайды с изображенными техниками) Загадки: В краску кисточку макнули, А потом на лист стряхнули Получилось необычно, Интересно, непривычно Мы чуть-чуть подрисовали – Из пятна сюжет создали (кляксография) Крючки и петельки, Штрихи и линии Мы ниткой сделаем Цветные лилии (ниткография) Щетка с брызгами поможет На листе картину сложить (набрызг) На грунтованном листе Нацарапаем мы что-то И получится пейзаж В хитрой технике… (граттаж) Листик краской мы покрыли Пополам его сложили Отпечаток получился В бабочку он превратился (монотипия) Форму листиком накрыли, Хорошенько закрепили, Восковые мелки взяли, Форму всю заштриховали Настоящий эрмитаж Создали в технике … (фроттаж) - Молодцы, ребята, все техники угадали, а какие способы нетрадиционного рисования вы еще знаете? (дети называют: рисование ватными палочками, ватными дисками, восковыми мелками, тычок, оттиск и др.) - Ребята, давайте подумаем, что произойдёт с нашей яблоней весной, когда она только что проснётся? А потом? - Как изменится яблоня летом? - Как будет выглядеть яблоня осенью? - А что же станет с ней зимой? А теперь давайте решим, какое время года вы будете рисовать (дети определяются с выбором) Перед тем, как приступить к рисованию, воспитатель предлагает детям игру «Палитра времен года» Перед детьми на столе разложены разноцветные небольшие листы бумаги (тонированной или цветной) размером 10х5, по несколько штук каждого цвета. Дошкольникам предлагается подойти к столу и подобрать цветовую гамму к тому времени году, которое они отразят в рисунке сезонного дерева. После того, как дети определились с палитрой, педагог напоминает детям последовательность рисования дерева. Далее предлагает выбрать фон (заранее заготовленные тонированные листы бумаги), соответствующий выбранному времени года. Затем предлагает выбрать технику рисования (дети выбирают технику, исходя из предложенного материала) После того, как дети определились со всеми моментами, воспитатель предлагает перед рисованием размять кисти рук Пальчиковая гимнастика «Деревья»: Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга) Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы) Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. (соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона») Распустила ветви-косы Белоствольная береза. ( «фонарики» с движением сверху вниз) Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные — сжаты в кулак) Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы) Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку — «бутон») Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем — пчелы летят) Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы) И грибочки все закрыла. (показывают гриб: указательный палец — ножка, ладонь сверху — шляпка) Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга — «шуршат») Словно разговор ведут, (стряхивают ладони) Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц) Далее дети приступают к рисованию под музыкальное произведение «Времена года» В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует детские работы. Побуждает детей определять, в каком времени года изображено то или иное дерево, какой образ (характер, настроение, возраст) дерева получился в том или ином рисунке, по каким деталям мы это почувствовали (форма ствола, веток, цвет и т.д.). Старается отметить и похвалить каждого. Благодарит за старание.
|