Мультипликация как средство художественного-эстетического развития в ДОО. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Гумберг Анастасия Сергеевна | |||
13.12.2021 13:05 | |||
Мультипликация как средство художественного-эстетического развития в ДОО. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. И на сегодняшний день гуманистически ориентированное образование представляет ребёнка как главного субъекта образовательного процесса и делает акцент на художественно — эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) выделение проблемы становления художественно — эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для её самоопределения, самореализации [ 4 ]. Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования ФГОС ДО (2013), художественно-эстетическое развитие подразумевает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [5, с. 7-8]. Отечественные педагоги и психологи трактуют художественно — эстетическое развитие как самоценность ребёнка и его личностное качество (Л. C. Выготский, Б.М. Теплов), как деятельность, непосредственную и существенную для развития способностей каждого дошкольника (Л. A. Венгер, H.A. Ветлугина, A.B. Запорожец, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)
В теоретической и практической деятельности дошкольного образования собран значительный опыт художественно-эстетического развития детей в разных видах искусства, в том числе: в изобразительном (А. В. Бакушинский, Т.С. Комарова, Ж.В. Мацкевич, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина и др.), в художественно-речевом (Н. С. Карпинская, Л.A. Пеньевская, О.С. Ушакова). Одним из способов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста можно выделить мультипликационную деятельность. Д.Н. Бабиченко считал, что мультипликация – это вид киноискусства, произведения которого создаются способом покадровой съёмки порядковых фаз перемещения изображенных (графическая или рисованная анимация) или объёмных (кукольная анимация) объектов [1]. По мнению Т.Ф. Ефремовой мультипликация представляет собой киносъемку последовательных фаз движения рисованных или объемных фигур, в результате которой при показе на экране у зрителя создается иллюзия их движения [2]. Таким образом, можно сказать, что мультипликация представляет собой творческий вид кинематографа, позволяющий оживлять рисунки и предметы. Мультипликационная деятельность как современная технология деятельностного подхода позволяет обеспечить развитие мотивации и способностей. Дети дошкольного возраста могут попробовать свои силы в различных направлениях, так как создание мультфильма включает в себя разнообразные виды детской деятельности. В результате чего у дошкольников формируются и развиваются важные личностные качества [3]. Для создания мультфильмов в ДОО предполагается использование несколько видов техник
Организованная деятельность по созданию мультфильмов дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности. Организационная деятельность по созданию мультфильма Организация деятельности по обсуждению и выбору сюжета, уже известной сказки или придуманной детьми в совместной деятельности с педагогом. Организация продуктивной деятельности дошкольника в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различного материала. Организация съёмки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, мимику. Жесты и прочее. Педагог, используя штатив с камерой, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов. Чем больше кадров будет отснято, тем правдоподобнее выйдет мультфильм. Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределение ролей между дошкольниками, разучивание текста произведения. Далее осуществляется звукозапись текста, музыки с использованием микрофона и компьютерной программы. Монтаж мультфильма в компьютерной программе производит педагог, выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры. Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта группой дошкольников, высказывание впечатлений от совместной работы, выражение собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретённых в процессе неё знаний, умений и навыков. Приобщаясь к мультипликации, работая над созданием собственных мультфильмов у детей формируются такие личностные качества как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и др.. А это те целевые ориентиры, которые определены Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования как ожидаемый результат приобретения универсальных учебных действий. На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что мультипликационная деятельность в ДОО может выступать эффективным средством комплексного развития детей дошкольного возраста. Гумберг Анастасия Сергеевна Воспитатель, МАДОУ №50, г.Томск Список литературы
Рис. 1 (плоскостная мультипликация)
|