Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мультипликация как средство художественного-эстетического развития в ДОО.
Развивающие занятия
Автор: Гумберг Анастасия Сергеевна   
13.12.2021 13:05

Мультипликация как средство художественного-эстетического развития в ДОО.Мультипликация как средство художественного-эстетического развития в ДОО.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. И на сегодняшний день гуманистически ориентированное образование представляет ребёнка как главного субъекта образовательного процесса и делает акцент на художественно — эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) выделение проблемы становления художественно — эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для её самоопределения, самореализации [ 4 ].

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования ФГОС ДО (2013), художественно-эстетическое развитие подразумевает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [5, с. 7-8].

Отечественные педагоги и психологи трактуют художественно — эстетическое развитие как самоценность ребёнка и его личностное качество (Л. C. Выготский, Б.М. Теплов), как деятельность, непосредственную и существенную для развития способностей каждого дошкольника (Л. A. Венгер, H.A. Ветлугина, A.B. Запорожец, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

 

В теоретической и практической деятельности дошкольного образования собран значительный опыт художественно-эстетического развития детей в разных видах искусства, в том числе: в изобразительном (А. В. Бакушинский, Т.С. Комарова, Ж.В. Мацкевич, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина и др.), в художественно-речевом (Н. С. Карпинская, Л.A. Пеньевская, О.С. Ушакова).

Одним из способов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста можно выделить мультипликационную деятельность.

Д.Н. Бабиченко считал, что мультипликация – это вид киноискусства, произведения которого создаются способом покадровой съёмки порядковых фаз перемещения изображенных (графическая или рисованная анимация) или объёмных (кукольная анимация) объектов [1].

По мнению Т.Ф. Ефремовой мультипликация представляет собой киносъемку последовательных фаз движения рисованных или объемных фигур, в результате которой при показе на экране у зрителя создается иллюзия их движения [2].

Таким образом, можно сказать, что мультипликация представляет собой творческий вид кинематографа, позволяющий оживлять рисунки и предметы.

Мультипликационная деятельность как современная технология деятельностного подхода позволяет обеспечить развитие мотивации и способностей. Дети дошкольного возраста могут попробовать свои силы в различных направлениях, так как создание мультфильма включает в себя разнообразные виды детской деятельности. В результате чего у дошкольников формируются и развиваются важные личностные качества [3].

Для создания мультфильмов в ДОО предполагается использование несколько видов техник

  1. Перекладка — создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вырезанных из бумаги), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путём перемещения объектов по фону. Для создания фона обычно используется (гуашь, акварель, картон, ножницы, восковые мелки, пастель, пластилин, глина, разнообразный природный материал и бросовый материал, также можно использовать уже готовый фон в виде картинок).
  2. Сыпучая анимация — предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, горох, песок, гречка, фасоль, и др.) движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.
  3. Объёмная анимация – изготовление объёмных персонажей и декораций, их перемещение в трёхмерном пространстве. Даёт возможность использования в работе природного и бросового материала, сюжетные игрушки. Данная анимация является наиболее трудоёмкой и сложной в исполнение техникой создания мультфильма.

Организованная деятельность по созданию мультфильмов дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.

Организационная деятельность по созданию мультфильма

Организация деятельности по обсуждению и выбору сюжета, уже известной сказки или придуманной детьми в совместной деятельности с педагогом.

Организация продуктивной деятельности дошкольника в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различного материала.

Организация съёмки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, мимику. Жесты и прочее. Педагог, используя штатив с камерой, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов. Чем больше кадров будет отснято, тем правдоподобнее выйдет мультфильм.

Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределение ролей между дошкольниками, разучивание текста произведения. Далее осуществляется звукозапись текста, музыки с использованием микрофона и компьютерной программы.

Монтаж мультфильма в компьютерной программе производит педагог, выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры.

Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта группой дошкольников, высказывание впечатлений от совместной работы, выражение собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретённых в процессе неё знаний, умений и навыков.

Приобщаясь к мультипликации, работая над созданием собственных мультфильмов у детей формируются такие личностные качества как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и др.. А это те целевые ориентиры, которые определены Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования как ожидаемый результат приобретения универсальных учебных действий.

На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что мультипликационная деятельность в ДОО может выступать эффективным средством комплексного развития детей дошкольного возраста.

Гумберг Анастасия Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ №50, г.Томск

Список литературы

  1. Бабиченко, Д.Н. "Искусство мультипликации". — Москва.: "Искусство", 1964 – 144 с.
  2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – Москва.: 2000-538 с.
  3. Мультипликационная деятельность дошкольников: Материалы исследования участников инновационной деятельности. Ч.1 /под ред. Н. Ш. Сыртлановой. – Уфа: Изд-во ПРИНТ-ЛЕНД, 2018. – 64 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. firo. ru/
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. federalniy-zakon. ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016

Рис. 1 (плоскостная мультипликация)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год