«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры». |
Развивающие занятия | |||
Автор: Шиблева Олеся Владимировна | |||
30.10.2021 06:47 | |||
«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры». Корни детского творчества – в игре, а игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. В процессе игры ребенок не только показывает свои эмоции, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит всестороннее развитие ребенка дошкольника (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. К. Крупская, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А. П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка. Особое место среди игр занимают сюжетно-ролевые игры. Изучению сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. Необходимость использования сюжетно-ролевых игр как средства развития творческих способностей дошкольников определяется рядом причин: 1. Игровая деятельность является ведущей деятельностью в процессе обучения. 2. Учет возрастных психофизических особенностей дошкольников, которые напрямую связаны с недостаточной усидчивостью и невнимательностью, непроизвольным развитием памяти, преобладанием 3 наглядно-образного мышления, успешно формируются в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. 3. Создание педагогом атмосферы, побуждающей к творчеству, максимально положительные подкрепления действий ребенка, сохранение педагогом ровной доброжелательной интонации успешней реализуются в игровой деятельности.
Проблема творчества в сюжетно-ролевой игре рассмотрена во многих педагогических трудах таких авторов как Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и другие, но в современное время требуется дальнейшее изучение вопроса об особенностях педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в целях развития творческих способностей. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие), обращая внимание на то, что в дошкольном учреждении сюжетно-ролевая игра либо не контролируется, либо имеет временные рамки. Развитию творческих способностей у детей в современной дошкольной педагогике отводится большая роль. Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни, В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Именно сюжетно-ролевая игра — одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка. Как известно, сюжетно-ролевые игры пользуются у детей большим интересом. Именно в игре малыш чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется в наблюдательности, в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и в необыкновенно развитом инстинкте подражания. Указанные особенности ребенка — эмоциональность и подражание — являются основой развития творческих способностей детей. Отличительной особенностью сюжетно‐ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, которые последовательно сменяют друг друга:
Сюжетно-ролевые игры часто называют творческими, подчеркивая то, что дети не просто копируют действия взрослых, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах и игровых действиях. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создание предметно- игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое отношение к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл. Условия воображаемой ситуации привлекают ребенка, расковывает его мышление, открывают простор свободной творческой деятельности. В сюжетно-ролевой игре развивается творческий потенциал ребенка.
|