Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Представление опыта работы по многофункциональному использованию развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича.
Развивающие занятия
Автор: Чигинцева Оксана Валерьевна   
13.05.2023 19:57

Представление опыта работы по многофункциональному использованию развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича.Представление опыта работы по многофункциональному использованию развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Многофункциональное, использование развивающей среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»

(Из опыта работы)

На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принципиальным отличием, которой является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

 

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, — тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр ( «по спирали») позволяют поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для умственного развития детей.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Из опыта роботы можем сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры В. Воскобовича.

  • Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 60 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка.

Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр.. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер –это был поиск какой — то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.

Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие в наш «Фиолетовый лес». Чем обусловлено необычное название? Фиолетовый цвет трактуется как цвет мира, единения, возвращения, поисков утраченного. Цветовое решение среды «Фиолетовый лес» также нестандартное. Все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира. «Фиолетовый лес» — это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка, и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие.

Технология развивающих игр В,В, Воскобовича разработана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество.

Во — первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активностью детей, а так же возможность уединения и проектирования собственного пространства.

Во — вторых, данная предметно — пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДО.

В — третьих, развивающая среда "Фиолетовый лес" содержательно — насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная и доступная.

Развивающая предметно — пространственная среда "Фиолетовый лес" находится в постоянном и открытом доступе для всех детей.

Его можно использовать в разных образовательных областях.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идет слабо и вяло. Значительное влияние на психическое развитие оказывают и продуктивные виды деятельности. Благодаря им происходит переход от предметного, внешнего уровня восприятия к смысловому, развивается ручная умелость.

Для эффективного решения образовательных задач по технологии очень важно оснастить группу детей хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Состав комплекта зависит от возраста детей и этапа работы, и подходит как для индивидуальных, так для подгрупповых занятий. В условиях ДОО все игры и пособия концентрируются в одном месте – «интеллектуально-игровом центре». Один из вариантов оформления «центра» — объемный или плоскостной Фиолетовый лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм Воскобовича.

Фиолетовый лес — это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творчества взрослого. По сути, Фиолетовый лес — это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию.

Развивающая среда — это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Интеллектуально-творческому развитию детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Окунувшись в творческий процесс обучения и развития малышей мы поняли, что не стоит ограничиваться рамками инструкций и методик, рассказывая авторские сказки, используя уже традиционных героев, а гораздо интереснее придумывать свои сказки и использовать для этого уже знакомых детям сказочных героев сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т.д. Для малышей они уже знакомы, узнаваемы и понятны. Здесь все просто: все детали «Фиолетового леса» легко снимаются, заменяются и дополняются: сегодня, например, мы, играем на сказочной поляне, а завтра уже плывем по озеру или гуляем в лесу с гномами. Сам лес можно переносить в любое место.

Использование персонажей народных сказок содействует появлению и развитию потребности в речевом общении. Формирует условия для восприятия на слух художественного слова. Создает возможность для формирования и развития звуковой и смысловой сторон устной речи, развития умения связно выражать свои мысли.

Популярными персонажами у наших детей стали; Медвежонок Мишик, Паучок ЮК, пчелка Жужа, радужные гномы, а также и другие персонажи, изготовленные нашими руками и руками наших родителей; мудрая тетушка Сова, цыпленок Пик, Ежик Кирюха, старичок Лесовичок и др. Сделать таких героев можно из картона, вспененной резины, фетра, а приклеить клейкую ленту совсем не трудно. Дети с удовольствием играют в сюжетно- ролевые игры с использованием сказочных персонажей, сами придумывают сюжет, развитие и конец сказки.

Разивающая среда — это среда в которой ребенок находится на протяжении всего пребывания в детском саду и она меняется в зависимости от погоды за окном, от изменениий времени года.. Поэтому «Фиолетовый лес» мы использовали, как календарь природы.

В маленьком мире Фиолетового леса наступила осень Разукрасила яркими листьями деревья. Птицы потянулись к югу, а животные стали готовиться к зиме.

Зима. Пошел первый снег, а затем весь лес заснул под белым снежным покрывалом, даже медведь сладко сопел в своей берлоге. Лесные звери весело встречали Новый год и наряжали елку вместе с Дедом Морозом На озере Айс можно было кататься на коньках, а по первому снежку прокатиться на лыжах.

И вновь весна разукрасила мир Фиолетового леса подснежниками и первой травой, лесные жители Маша и Миша сняли теплую зимнюю одежду, облачившись в легкие куртки, и с удовольствием играл на полянке.

За цветущей весной пришло жаркое лето. В озере зацвели кувшинки, а на полянках цветы. Герои Фиолетового леса собирали ягоды и весело играли в мяч на лесной полянке. Перелетая с цветка на цветок порхали бабочки и стрекозы.

Используя развивающую среду, дети ближе знакомятся с сезонными изменениями природы, осадками с жизнью животных в лесу, с зимними и летними видами спорта.

Также наряду со сказочными героями в нашем лесу гуляют обыкновенные дети Маша и Миша С их помощью мы наблюдаем, как меняется одежда людей в зависимости от времени года. Дети сами подбирают комплекты одежды по сезону, учитывая гендерные признаки.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача воспитателя — дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное — познать радость при преодолении трудностей. «От того как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний и представлений «Фиолетовый лес» является замечательным пособием для изучения математических представлений. Уникальность сказочной составляющей фиолетового леса в том, что можно использовать предлагаемые персонажи, или придумывать и одушевлять своих. Всех героев связывает сказка, она оживляет математические понятия, делая их интересными и доступными для детей. Выполняя задания, дети помогают сказочным персонажам преодолеть возникающие на их пути препятствия.

С помощью сказочных героев, сказочных ситуаций, мы закрепляем такие понятия

  • количество: «Сколько листьев на красном дереве», «Кого больше птиц или бабочек? Насколько больше?», «Помоги гномам собрать ягодки», «Помоги ежикам сосчитать грибы»
  • величина: «Какое дерево выше?», «Чья дорожка длиннее?»:
  • ориентировка в пространстве: «Помоги волку собрать семерых козлят «Где спрятались бабочка или улитка?», «Каким по счету идет гном Кохле?», «Помоги Мишику пройти слева на право»
  • ориентировка во времени: «Покажите, как меняется цвет листьев с наступление лета, осени». «Покажите, где находится солнышко утром, вечером»

С помощью сказочных жителей леса (зверят-цифрят) и радужных гномов ребята научились считать до десяти, расставлять цифры в заданном порядке, выбирать короткую и длинную дорогу, знать элементарные геометрические фигуры, решать простые задачи и ориентироваться в пространстве.

Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развиваем у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Совершенствуем знание основных цветов, учим группировать по цвету. Например, игра «Подари гномам платочки», «Построй домик для гномов» Для этих игр мы изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи

В групповом помещении систематизирован игровой дидактический материал: речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система занятий в виде путешествия по волшебной стране с использованием сказочных персонажей.

Дидактический находится в доступном для детей месте и используется как на занятиях, так и в играх детей. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. стремится к новым достижениям.

Вместе с ребенком постигают новые высоты и родители. Они всегда были в курсе всех событий, происходящих в группе.

В начале работы с родителями была проведена консультация по играм В. В. Воскобовича «Сказки Фиолетового леса». Еженедельно проводились индивидуальные беседы, в которых обсуждались успехи ребенка, его интересы, а также проблемы и пути их совместного решения, родители получали рекомендации по дальнейшему сопровождению в саморазвитии детей.

При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

Ежедневные игры с использованием предметно — развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми, что очень важно для детей в период адаптации.

«Фиолетовый лес» — универсальное игровое обучающее средство Он может быть материалом для игры детей и дидактическим пособием на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и добавляют удовольствие и радость детям.

Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, ткани, подобрать обои, ковер, повесить цветы. Вы должны создать атмосферу сказочного леса. Цвет леса не случаен – это один из основных цветов спектра, многие специалисты по дизайну цвета связывают его с какими — то находками, открытиями, созданием чего — то нового, он мистичен и загадочен.

Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать. Пространство «Фиолетового леса» для детей – это мир волшебства. Попробуйте и вы заглянуть в этот сказочный лес.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год