Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Долгосрочный опыт-проект «Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Развивающие занятия
Автор: Легенченко Ольга Николаевна, Ерохина Юлия Сергеевна   
01.11.2021 12:18

Долгосрочный опыт-проект «Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»Долгосрочный опыт-проект «Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальному бюджетному образовательному учреждению детскому саду комбинированного вида № 16– 1 год. В нем функционирует 7 групп. Учреждение имеет современную материально-технической базу, что позволяет использовать в работе информационно-коммуникативные технологии и организовать образовательный процесс на более высоком, современном уровне.

Внедрении Федерального государственного образовательного стандарта, ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и эффективного развития. Именно поэтому дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений – развитие качеств личности ребенка, в частности самостоятельности, необходимых для обучения в школе, активизацию творческого потенциала, развитие способности к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Но традиционная технология воспитания и обучения предполагает получение знаний в готовом виде от педагога, не давая возможности самостоятельного поиска ребенка.

 

Скачать конспект

Анализ анкет родителей показал, что они недооценивают значимость самостоятельности в конкретный период дошкольного детства: знания родителей неоднозначные, односторонние. 40% родителей, излишне опекая своих детей, считают, что «ребенок под-растет и все успеет».

Таким образом, появилась идея использования игровой деятельности, дидактических игр в частности, как эффективного средства в работе с дошкольниками по развитию их самостоятельности.

Актуальность опыта

В новых социальных условиях проявление самостоятельности выступает не только как требование общества, но и как насущная необходимость каждого его члена, возрастающая по мере расширения возможности выбора жизненных целей.

В настоящее время общество ставит перед дошкольными образовательными учреждениями высокие требования. На первый план выдвигаются задачи по созданию условий для развития самостоятельной, творчески активной, любознательной, целеустремленной личности, т.е. на создание целостной системы развития и воспитания дошкольников [11].

Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра — как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Актуальность выбранной темы обусловливается еще и тем, что в настоящее время, вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основывается на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого и ребенка, что более полно способствует раскрытию индивидуальности развивающейся личности, развитию его самостоятельности. ФГОС ДО, способствует обогащению условий развития детей дошкольного возраста:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства [11].

Педагоги, учёные, разрабатывающие современные программы дошкольного образования, настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

В то же время, обнаруживается противоречие между необходимостью и целесообразностью развития самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и недостаточной разработанностью конкретных условий и методики осуществления этого процесса.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию самостоятельности, активности и инициативы, приучение их к самостоятельно-му поиску решений посредством использования дидактических игр.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает длительный период: с сентября 2021 года в течение 3 учебных лет –2021 – 2022, 2021 – 2022, 2022 – 2023 гг. Велась в три взаимосвязанных этапа:

I этап — констатирующий: 2021 – 2022 года

  1. Выявление уровня развития самостоятельности у детей.
  2. Определение педагогических условий, направленных на развитие самостоятельности.
  3. Постановка целей, задач и выбор методов работы.

II этап — формирующий: 2022 – 2023 года

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности, включающей разнообразие дидактических игр (тематика, содержание).
  2. Разработка перспективного планирования и апробация цикла организованной деятельности для младшей, средней и старшей групп, обеспечивающих развитие самостоятельности детей, описание технологии их организации.

III этап — контрольный: 2023 – 2024года.

  1. Сравнительный анализ уровня развития самостоятельности дошкольников в дидактических играх.
  2. Оценка эффективности форм и методов работы.
  3. Определение целей и задач последующей работы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по развитию самостоя-тельности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр — непосредственно образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, про-гулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) + работа с родителями (системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребе-нок – педагог) + работа с педагогами.

Теоретическая база опыта

Методологической основой опыта работы выступают работы педагогов об особенностях использования игр для всестороннего гармоничного развития детей и в узкодидактических целях — Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и других. Проблема самостоятельности детей дошкольного возраста раскрыта в трудах: Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун и других.

Педагогическая ценность дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника, в развитии его самостоятельности подчеркивается в работах и трудах педагогов с давних времен.

Еще великий чешский педагог Я.А. Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умствен-ная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширя-ется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совме-стных играх ребенок сближается со сверстниками, проявляет свою активность, инициа-тивность и самостоятельность. [7, 100].

В трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.

К.Д. Ушинский утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе; ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходи-мым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатле-ний. [7; 126].

Формирование самостоятельности, по мнению Л.С. Выготского, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря этому, ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. Именно в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия, что способствует развитию у дошкольников самостоятельности [4]. Всем известно, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, но и впоследствии ее значимость не снижается. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников.

Самостоятельность детей проявляется во многом и, прежде всего, в играх и творче-стве. Дошкольный возраст является важным, сензитивным периодом для развития само-стоятельности. Поэтому работа в дошкольных образовательных учреждениях должна строиться не просто на передаче ребенку определенных знаний и формировании умений, но и на развитии самостоятельной деятельности, осознанной постановки цели, принятии решений и реализации их в своих действиях. В решении этих вопросов педагогу детского сада помогает дидактическая игра. Именно она способствует становлению целостной кар-тины мира ребенка дошкольного возраста и основ самостоятельного познания окружаю-щего мира.

Отсюда — сущность проблемы заключается во влиянии игры, дидактической игры на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Иг-ра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последова-тельность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

По мнению С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина, дидактическая игра в большей мере оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов само-стоятельности: активности, инициативности [14].

Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, самостоятельность [13]. Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности у детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Данные утверждения также является одним из показателей целесообразности работы над опытом.

Таким образом, в педагогической и методической литературе обоснована актуаль-ность использования игровой деятельности, в частности дидактических игр, для развития самостоятельности детей дошкольного возраста.

Теоретический анализ опыта, позволил определить педагогические условия использования дидактических игр для эффективной работы по развитию самостоятельности:

  • Создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности, активности, инициативы детей, их стремления к самостоятельности, желания самостоятельно находить решения в ходе игр.
  • Поощрять проявление самостоятельности в выборе дидактической игры, в распределении обязанностей по достижению игровой задачи, самостоятельные наблюдения ребёнка в ходе игр, умение анализировать, сравнивать, оценивать игровую ситуацию.
  • Помочь детям видеть проблему и выдвигать гипотезы, поддерживать самостоятельный поиск путей решения проблемы. Создавать условия для решения дивергентных задач (задач, имеющих не один, а много правильных ответов) в ходе игровой деятельности.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в разработке системы работы воспитателя по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр, в создании развивающей предметно-пространственной среды, в разработке цикла дидактических игр для эффективной работы по развитию самостоятельности.

Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных образовательных учреждениях воспитателями групп с обучающимися разных возрастных групп.

Раздел II. Технология описания опыта

Основной целью данного опыта является создание оптимальных педагогических условий для развития самостоятельности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Для достижения выбранной цели автором опыта определены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной те-ме.
  2. Создать развивающую предметно-пространственную среду для самостоятель-ной деятельности, включающей разнообразие дидактических игр (тематика, содержание).
  3. Разработать перспективное планирование и апробировать цикл организованной деятельности средней и старшей групп, обеспечивающих развитие самостоятельности детей.
  4. Создать условия для решения дивергентных задач (задач, имеющих не один, а много правильных ответов) в ходе игровой деятельности.
  5. Изучить на практике воздействие дидактической игры на развитие самостоя-тельности воспитанников.
  6. Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя по разви-тию самостоятельной деятельности у дошкольников.

В результате педагогического наблюдения авторы опыта сделали вывод о целесо-образности использования в работе с дошкольниками дидактических игр, имеющих ос-новной целью развитие самостоятельности.

Авторы считают, что существует необходимость пополнения содержания и возрас-тной адаптации известных дидактических игр, упражнений, разработки новых заданий, направленных на не только самостоятельности, но и ее компонентов — активности, ини-циативы. На этапе практической работы в качестве главного средства развития самостоя-тельности детей воспитателем были выбраны дидактические игры различного содержа-ния, объединенные в единую систему работы.

Авторы опыта считают возможным включать его в различные виды деятельности и в течение всего времени пребывания детей в детском саду. Это необходимо для того, чтобы воспитанники имели возможность воспользоваться известными им способами поиска решений, систематически и целенаправленно упражнялись в этом процессе. В основу опыта легли следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности: формирование знаний, стремление «добыть» эти знания самостоятельно должно формироваться по восходящей, от простого к сложному;
  • принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные сведения для данных детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;
  • принцип «опережающего» развития: наличие у педагога в запасе задания (варианта) на случай особого интереса или успеха кого-то из детей;
  • принцип интеграции: любая работа ведётся во взаимодействии с другим педагогом, работающим с детьми, с родителями и не замыкается в рамках одного вида деятельности.

Данные принципы являются основой педагогической технологии.

В процессе работы над темой опыта использовались следующие методы:

  • проблемный: перед детьми ставится определённая проблема, предлагается найти варианты её решения;
  • «мозговой штурм»: предлагается искать множество вариантов выполнения задания;
  • совместный поиск решения задания: педагог не выдаёт готовых ответов, а лишь наталкивает, полноправно участвует в поиске;
  • продуктивный: дети самостоятельно или совместно с педагогом создают занимательные материалы.

В арсенале автора опыта следующие приёмы:

  • словесное воздействие: объяснение, мотивация выполнения задания;
  • наглядное воздействие: занимательный, иллюстративный, раздаточный материал, слайдовые презентации;
  • практическое воздействие: сравнение, рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, исправление специально допущенных ошибок, совместное и индивидуальное творчество, разгадывание ребусов и т.п.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. развитие самостоятельности дошкольников то, ради чего воспитатель организовывает игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?». Педагог же, организуя и направляя игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.

Для развития самостоятельности в возрастных группах развивающая среда оформлена и оборудована с соблюдением принципов вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости, что позволяет воспитанникам свободно использовать все игровое пространство, предложенные дидактические игры и дидактический материал. Творческий подход в изготовлении дидактического материала, его красочное и эстетическое исполнение, вызывают устойчивый интерес к ним воспитанников, желание использовать его в самостоятельных действиях, в разных видах игр.

С целью обогащения развивающей предметно-пространственной среды усилиями педагогов было разработано и оформлено многофункциональное дидактическое посо-бие для младших дошкольников «Сенсорное панно». (Приложение №1). Сенсорное панно изготовлено из фанеры (130х60см.), предназначено для многофункционального ис-пользования в ходе НОД, в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности. Данное дидактическое пособие мобильно и просто в использова-нии, находится в доступном месте и вызывает желание детей играть с ними.

Основной цель создания данного пособия стало стимулирование самостоятельной индивидуальной, групповой и совместной деятельности детей; развитие тонкости и точности движений детей, стимулирование зрительной, осязательной и слуховой активности, координации движений и сенсорные навыки; развитие познавательных процессов, мелкой моторики, мимики и пантомимики, умение отражать и угадывать настроение ребёнка.

К многофункциональному дидактическому пособию «Сенсорное панно» были раз-работаны и видоизменены дидактические игры, интегрированная непосредственно обра-зовательная деятельность (Приложение №2). Содержание этих игр способствует проявле-нию и становлению самостоятельности, интереса к познанию, выявлению закономерно-стей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира.

Помимо организованной развивающей предметно-пространственной среды, работа велась в трех основных направлениях: работа с воспитанниками, работа с родителями, а также работа с педагогическим коллективом.

Все это легло в основу разработки и реализации системы работы по развитию са-мостоятельности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр (Приложе-ние №3).

Первое направление – работа с воспитанниками – представлена подборкой дидак-тических игр по возрастным группам – 2-4 года, 4-5 лет и 5-7 лет. Педагогом были подоб-раны дидактические игры разнообразного содержания (Приложение №4).

Работу педагог в данном направлении начинал с детьми 2 – 3 лет, выбирая игры и задания в порядке повышения уровня сложности, в соответствии с возможностями самих воспитанников. Дидактические игры использовались в ходе НОД, при организации ре-жимных моментов, предлагались для самостоятельной деятельности детей. Так, детям в первой младшей группе были интересны такие игры, как: «Соберем бусы», «Найди пред-мет», «Подбери фигуру». Помимо знакомства воспитанников с геометрическими фигура-ми, их цветом и величиной, педагог направлял и поддерживал их инициативу, развивал самостоятельность.

По мере взросления детей менялись формы и методы работы. В образовательном процессе использовались больше методов проблемно-поискового характера, детям пре-доставлялось больше самостоятельности в выборе игр. Больше времени отводилось на са-мостоятельную деятельность воспитанников.

В работе с детьми в средней группе использовались словесные дидактические игры с большим набором наглядности: «Наш день», «Найди ошибку», «Узнай, что изменилось?» и т. д. Непринужденный разговор с детьми, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой, вызывает желание играть самостоятельно, добиваться поставленной цели, результата.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники отдавали предпочтения играм, на-правленным на знакомство с живым и неживым миром, предметами окружения: «Похож — не похож», «Путешествие по городу», «Угадай, что где растет?» и т. д. В ходе развернутой дидактической игры дошкольники решали поставленные задачи не только путем действий с игрушками или выполнения отдельных дидактических правил, но и путем фантазирования, определенных действий, а также логических, аргументированных рассуждений.

Использование дидактических игр для развития самостоятельной деятельности оказали положительное влияние на развитие мышления воспитанников, воспитание у них целеустремленности, настойчивости, организованности, самостоятельности.

Педагогу было бы сложно организовать работу с воспитанниками без поддержки их семей. Родители, узнав о предполагаемых результатах подобной совместной деятель-ности, заинтересовались ею. Для родителей педагогом проводились консультации «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Дидактическая игра в жизни ребенка» (Приложение №5).

В сотрудничестве с родителями были организованы:

  • развлечения: игровая карусель «Герои сказок», «Мама — солнышко моё», «Мудрая пословица вовек не старится»;
  • семейный конкурс по изготовлению дидактических игр своими руками «Играем вме-сте».

Совместно с родителями разрабатывалось оформление уголков, заинтересованные родители сами изготавливали разнообразные дидактические игры ( «Разрезанная картин-ка», «Гуляем по зоопарку»), раздаточные и наглядные материалы для развивающих игр ( «Кто летает, прыгает, плавает»). Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для развития детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Таким образом, родители приобщаются к работе по развитию личности своих де-тей, осознают свою ответственность и роль в формировании связной диалогической и мо-нологической речи детей, самостоятельности, инициативности как основе их дальнейшей успешности.

Третье направление – работа с педагогическим коллективом – представлена циклом консультаций: «Организация самостоятельной деятельности детей и планирование» (Приложение №6), по использованию дидактических игр в различных отрезках режима дня. В целях распространения успешного опыта работы педагоги имеют возможность ознакомиться и использовать в повседневной работе картотеку дидактических игр и игрового материала.

В качестве рекомендаций по воспитанию самостоятельности у дошкольников, для педагогов подготовлены информационные буклеты, выполнена подборка методической литературы с аннотацией их использования в практике повседневной работы.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию не только самостоятельности воспитанников, но и памяти, мышления, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Система проделанной работы по развитию самостоятельности посредством дидак-тических игр дала положительные результаты и рекомендована воспитателям для исполь-зования в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год