Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развивающие занятия
Автор: Лемешева Ольга Петровна   
04.07.2021 11:37

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лемешева Ольга Петровна Воспитатель 1 категории ГБОУ Школа №1101 ДО 6

Очень важно развивать воображение у детей дошкольного возраста, так как в современном мире технологии и прогресс захватили детей с непреодолимой мощью. В результате ухудшается не только здоровье, но и психическое развитие. Вскоре, дети вообще перестают играть. Воображение напрямую связано с такими познавательными процессами как мышление, ощущение, восприятие, представление, память и внимание. Поэтому развитие фантазии в дошкольном возрасте должно происходить на должном уровне.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отображены требования к планируемым результатам обучения. Одно из таких требований: развить у детей дошкольного возраста воображение, которое будет осуществляться в разнообразных видах деятельности. Проверка и оценка достижений – важная составляющая процесса обучения. К сожалению, многие воспитатели и родители не обращают внимание на уровень развития воображения у дошкольника. А это важная составляющая качественного обучения. Из-за низкого уровня развития фантазии не расширяется познание, не создаются новые сочетания и образы, не развивается интеллект, не запускаются познавательные процессы. Воображение – высшая психологическая функция, которая влияет на память, мышление, наблюдательность и внимание (Выготский Л.С., Фарман И.П.).

 

Любые образы и представления – это преобразование прошлого опыта индивида Фантазия будет разнообразнее и ярче, если предыдущий опыт являлся богатым и запоминающимся. В конце раннего детства появляются самые первые формы воображения. В это время ребенок придумывает новые, необычные комбинации и образы, которые не существовали ранее. За такой короткий отрезок жизни, конечно, еще не накопился огромный багаж опыта, но все же он существует. Поэтому задача каждого педагога помочь дошкольнику обогатить и расширить свой опыт новыми впечатлениями и событиями, так как это важное условие для дальнейшего развития его фантазии. В данный промежуток времени развивается, как и творческая деятельность, так и игровая. Именно здесь мы можем заметить настоящую свободу воображения и полет фантазии. Дошкольникам очень важно получать новые впечатления, испытывать различные эмоции, узнавать что-то новое, тем самым обогащать свой жизненный опыт, ведь это напрямую развивает воображение. Воображение в данном возрасте очень удивительное. Дошкольники особенно верят в сказки и рассказы, поистине воспринимают совершенно необычные и нереальные образы. Их интригует и интересует все вокруг, они очень впечатлительны и заинтересованы в окружающей действительности. В игре, благодаря воображаемым образам, закрепляются правила поведения и личностные качества самих персонажей. Не нужно все время предоставлять дошкольникам натуралистические игрушки, так как это затормаживает развитие воображения. В результате наблюдения, многие дети чаще всего выбирают простые игрушки, не броские и не яркие, самых обычных форм. Именно такие самодельные и символические фигуры будут развивать воображение в полной мере, ведь обычный кубик может превратиться в дом, телевизор, стол, а палочка становится указкой, мечом, лошадкой, ружьем. Именно с таких игрушек начинается настоящий полет фантазии, ведь образам, составленных при помощи простых и символичных фигур, нет предела. Также, дошкольники в игре предпочитают куклу. С ней можно проигрывать всевозможные ситуации и события из реальной жизни. Благодаря своему воображению дошкольники могут замечать самые незначительные моменты, которые не увидит даже взрослый человек, поэтому некоторые предметы могут приобретать гиперболизированные очертания.

Дети дошкольного возраста активно получают знания в разных сферах жизни и стремятся применить их в практической деятельности. Продуктивная деятельность, общение и игра с взрослыми и сверстниками, новая информация, чтение и различные качества воспитателя – факторы, которые влияют на развитие воображения. Навыки общественной и ориентировочной деятельности закладываются в трудовой, музыкальной, изобразительной, бытовой и творческой деятельности. Игра имеет важное значение в развитии воображения. Дошкольники заменяют реальные предметы жизни другими и используют их в разных ролях. Многие образы берутся либо из реальной жизни, либо из книг, фильмов, мультфильмов. Благодаря игре они комбинируются, сплетаются между собой. Когда ребенок играет, он действует в вымышленной ситуации, оперирует фантазийными образами, применяет на себе разнообразные роли. С каждым днем фантазии становятся разнообразнее и ярче, так как стремительно развивается жизненный опыт и пополняется багаж знаний об окружающем мире. Во время игры некоторые создают вполне реальную действительность, другие же создают фантастические, невероятные образы и ситуации. Со временем дошкольники пытаются все точнее передать реальность в своей деятельности: тщательнее выбирают образы для игры, уделяют внимание мелочам, вырисовывают и правдиво изображают детали. Не только в играх, но и в творчестве дошкольники могут отражать различные действия и моменты, с которыми им удалось познакомиться, ведь многие образы создаются на представлениях, которые были получены в настоящей жизни. Благодаря творчеству дошкольник может в полной мере отразить свою личность, так как оно безгранично и не имеет правил. Поэтому можно фантазировать, изображать образы, объекты и ситуации именно так, как хочет душа. Данная деятельность основывается на активном воображении и творческом мышлении.

Воображение тоже нужно развивать и тренировать, так как именно оно поможет будущему школьнику успешно учиться, постигать новые горизонты, развиваться, познавать окружающую реальность, креативно и нестандартно мыслить, а также решать сложные задачи. Комплекс из приведенных методик и упражнений может быть одним из средств развития фантазии и креативного мышления в данном возрасте.

1. Упражнение №1. “Кляксы”.

Данное упражнение будет понятно каждому и не требует долгой подготовки. Дошкольники должны взять лист бумаги и акварельные краски. При помощи большой кисти и красок дети ставят кляксу. Задача каждого состоит в том, чтобы придумать как можно больше образов из данного пятна. Никаких ограничений в этом упражнении нет, лист можно поворачивать в разные стороны.

2. Упражнение №2 “Пантомима”.

Данную игру можно использовать, как в группе, так и на улице. Задача дошкольников состоит в том, что выходя, по очереди из круга, они должны показывать разные действия или предметы только при помощи движений, не используя речь. Другие дети должны попытаться понять, что хочет донести их товарищ.

3. Методика “Скульптура” Р. С. Немов.

Данная методика поможет воспитателю определить уровень развития воображения в дошкольном возрасте. Проводится такой вид работы индивидуально с ребенком.

Дошкольнику предоставляется большой набор пластилина разных цветов, рабочее место и специальные принадлежности для работы с данным материалом. Ребенок должен за 5 минут слепить любую фигурку, которую захочет. Воспитатель не должен подсказывать или помогать. Как только время закончится, воспитатель должен оценить поделку по специальной шкале.

0 – 1 балл ставится, если за отведенное для работы время не изготовил поделку.

2 – 3 балла ставится в том случае, если дошкольник слепил хоть что-то, даже если это простые геометрические фигуры, они тоже засчитываются.

4 – 5 баллов ставится, если получилась простая и символическая поделка, без деталей. Дошкольник недостаточно подготовлен, требуется помощь в развитии воображения.

6 – 7 баллов ставится, если поделка получилась необычной, но не отличается оригинальностью. Дошкольник удовлетворительно подготовлен к дальнейшему обучению

8 – 9 баллов ставится в том случае, если фигурка не только необычная, но и оригинальная. Однако, детали не продуманны. Уровень воображения достаточный, ребенок подготовлен к обучению в школе.

10 баллов выставляется, если подделка, оригинальная, продуманная, неповторяющаяся, детали предусмотрены и выполнены качественно. Ребенок прекрасно подготовлен к обучению в школе, будет хорошо справляться с разным уровнем заданий. Воображение развито в должной мере.

Баллы от 0 до 3 свидетельствуют о том, что дошкольник не готов к обучению в школе. Требуется серьезная подготовка, необходимо тренировать творческие способности и развивать воображение в должной мере.

В развитии этой темы педагогам еще предстоит многое сделать и открыть. Каждый воспитатель должен обязательно развивать воображение у детей дошкольного возраста, так как это непосредственно влияет на развитие важных психологических функций и на дальнейшее совершенствование познавательных способностей.

Список литературы:

  1. Белкина В. Н., Сивкова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №. 2.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
  3. Соловей Л. Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 76 – 2.
  4. Субботина, Л. Ю. Детские фантазии: Развития воображения детей: Пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 189 с.
  5. Фарман, И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман; Отв. ред. В. С. Швырев. – СПб: Питер, 2000. – 685 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год