Опыт работы по теме: «Развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы через использования дидактических игр» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Богер Татьяна Васильевна Быстрицкая Антонина Васильевна | |||
06.07.2021 13:41 | |||
Опыт работы по теме: «Развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы через использования дидактических игр» автор: Богер Татьяна Васильевна, Быстрицкая Антонина Васильевна Развитие сенсорного воспитания. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности. Задачи:
На первом этапе работы была изучена методическая литература по теме, был разработан перспективный план работы с детьми и их родителями, подготовлена предметная развивающая среда. Для этого в группе создан сенсорный центр для развития всех видов восприятия, для реализации сенсорноперцептивных особенностей речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними, предусмотрен специальный дидактический стол для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук, а также стол для игр с песком и водой. Был подобран необходимый дидактический материал и игры. Так как материальные возможности детского сада весьма ограничены, и необходимые пособия мы с родителями изготавливали самостоятельно, используя любые подручные материалы и собственную фантазию. На данном этапе была проведена диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (автор Т. В. Николаева, которая предполагала выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. Итоги диагностики были представлены следующими результатами: (октябрь 2020)
Второй этап предполагал непосредственную плодотворную работу с детьми. Для возникновения интереса у детей сами специально организовывали игру. Стремились к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления ( «Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»); умывания ( «Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»); при одевания ( «Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее»); во время прогулки ( «Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке»); в развлечениях ( «Праздник мыльных пузырей», «Разноцветные шарики», «В гостях у Петушка», «Веселые матрешки») в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями); в игровой деятельности ( «Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.). Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Детям младшего возраста, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте. Одним из направлений нашей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления мы исходили из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, семинары-практикумы, беседы. Выставлены буклеты, папки передвижки. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов. После реализации деятельности, направленной на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста была проведёна контрольная диагностика по определению эффективности проделанной нами работы. Цель: Выявить уровень развития младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины, участвующих в эксперименте, сравнить результаты. При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и на начальном этапе, т. к. для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить динамику сенсорного развития дошкольников в группе. (Май 2021)
Сравнительный анализ итоговой диагностики позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали различать цвета, выделять предметы по форме и величине. У 60% детей достаточный уровень сенсорного развития; у 40% — средний уровень, детей с низким уровнем сенсорного развития не наблюдается. В ходе бесед с детьми, мы заметили, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим. Дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, запах. У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении наших рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на просьбы. Предлагаем вашему вниманию несколько игр из бросового материала сделанного своими руками. Игра «Рыбалка» Задачи: упражнять детей в умении ориентироваться в основных цветах; развивать цветовосприятие, мышление, ловкость; воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Описание игры. Перед детьми выкладываются рыбки нескольких цветов и выставляются цветные баночки. Детям предлагается поймать рыбку, лежащую в коробке ( «водоём») на удочку и положить её в баночку ( «ведро») того же цвета, что и сама рыбка. Игра «Собери колечки» Задачи: упражнять детей в умении соотносить, группировать предметы по цвету; развивать мелкую моторику рук, ловкость. Описание игры.
Игра «Цветные бусы» Задачи: закреплять с детьми основные цвета, соотносить предметы по цвету; развивать мелкую моторику рук, концентрацию внимания, усидчивость. Описание игры. Детям предлагаются цветные пробочки с отверстиями и цветные шнурки. Нужно на шнурок надеть бусины того же цвета, что и сам шнурок. Можно для этой игры использовать колечки из игры «Собери колечки».
|