Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭССЕ «Сенсорное развитие детей в познавательно-практической деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Развивающие занятия
Автор: Велигорова Татьяна Анатольевна   
12.06.2021 06:16

ЭССЕ «Сенсорное развитие детей в познавательно-практической деятельности в соответствии с ФГОС ДО»ЭССЕ «Сенсорное развитие детей в познавательно-практической деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Велигорова Татьяна Анатольевна МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня Воспитатель высшей квалификационной категории мкр. Сходня, г.о. Химки, Московская область

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания». (Тьерри Вильям Прейер, английский профессор физиологии, книга «Душа ребенка»).

Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

 

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования Программа образовательных организаций включает в себя 5 направлений развития и образования детей или 5 образовательных областей. Одним из этих направлений является познавательное развитие, которое предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Сенсорное развитие – это и есть развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, положении в пространстве, запахе, вкусе и моторной сферы. В переводе с латинского «sensus» означает чувство.

Сенсорное воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования чувственного познания и совершенствование ощущений, восприятия и представлений.

Сенсорное развитие — результат сенсорного воспитания.

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития дошкольника. Сейчас, к сожалению, дети часто используют мультимедийные средства и недостаточно получают сенсорного опыта. Поэтому свойства и качества предметов познаны детьми недостаточно, и это не дает возможности применять знания в повседневной деятельности. Недоразвитость органов чувств негативно влияет на умственное развитие.

Сенсорное развитие – база для подготовки детей к школе. Готовность ребенка к школе определяется именно его сенсорным развитием. Исследования показали, что если у детей есть трудности с формированием восприятия, то будут проблемы с зрительно-моторной координацией. Возможно, могут возникнуть сложности с письмом. У детей, графически неподготовленных к письму, недостаточно развита кисть руки (мелкая моторика). Развитие мелкой моторики влияет на формирование речи и готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что во многом определяет степень готовности ребенка к школе. Низкий уровень сенсорного развития снижает возможность успешного обучения ребенка. И еще, нужно иметь в виду, что высокий уровень сенсорного развития имеет большое значение для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, писателей, конструкторов, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольное педагогики (Ф. Фребель, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Задачи сенсорного воспитания:

  • обучить ребенка перцептивным (обследовательским) действиям
  • сформировать представление о сенсорных эталонах
  • научить использовать их в жизни.

Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем.

Сенсорные эталоны — общепринятые мерки. Сенсорными эталонами являются системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд, система фонем родного языка. Все эти эталоны в той или иной мере в соответствии с возрастом должны быть усвоены детьми.

Основные методов сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Исследователи в области сенсорного воспитания А.П. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков отмечали, что детей необходимо обучать способам планомерного и последовательного обследования предметов с целью определения их свойств и качеств. Важно, чтобы свойства предметов, которые воспринимает ребенок, были обозначены словом. Это поможет закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине, то есть формируются предпосылки сенсорных эталонов. В среднем дошкольном возрасте дети уже используют предметные эталоны: образы свойств предметов соотносят с определенными предметами (оранжевый цвет как апельсин, морковка). В старшем возрасте дети могут соотносить качества с эталонами предметов (эталон спектра цветов, система геометрических фигур).

Средства сенсорного воспитания:

  • различные виды продуктивное деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд (оригами)
  • конструктивная деятельность
  • дидактические игры: музыкальные – на развитие музыкального слуха (умение различать звуки по высоте), речевые игры, игры математического и экологического содержания, игры на восприятия цвета, величины, формы, пространственных отношений.

Особая роль в сенсорном воспитании принадлежит природе, которая познается чувственным путем (зрение, осязание, обоняние).

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки.

Все, что происходит в непосредственном окружении ребенка, преобразуется в его душе. Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику – все это позволит легче учиться. Чтобы взять одной рукой предмет, ребенок должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то он не сможет и ощутить его. Значит, научив руки ребенка быть ловкими и умелыми, мы открываем перед ним возможность познавать многое и разное.

Сенсо – чувство, моторика – движение. Поэтому важно, чтобы ребенок, знакомясь с окружающим миром, щупал, смотрел, нюхал, кувыркался.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия. В ходе восприятия мы получаем сведения о внешних свойствах предметов и явлений:

  1. форма
  2. величина
  3. фактура (особенности поверхности)
  4. цвет
  5. запах
  6. вкус
  7. звучание

Виды восприятия:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • осязательное,
  • обонятельное,
  • вкусовое.

Возрастные особенности восприятия

Задачи сенсорного развития:

1-ая младшая группа

1). Обогащать непосредственный чувственный опыт детей: игровая, познавательная, коммуникативно-речевая, трудовая, музыкальная, продуктивная, двигательная деятельности (цвет, величина, форма).

2). Побуждать включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним; обводить руками части предмета, гладить их.

3). Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

4). Формировать умение называть свойства предметов.

2-ая младшая группа

1). Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми предметами, развивать умение воспринимать звучание (слуховое восприятие) музыкальных инструментов, родной речи (слышит и понимает).

2). Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам (круглый, большой, синий предмет – мяч).

3). Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

4). Обогащать чувственный опыт детей и умение формировать его в речи.

5). Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств; развивать образные представления.

6). Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету.

Средняя группа

1). Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности.

2). Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств; поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.

3). Продолжать формировать образные представления на основе развития образного восприятия в различных видах деятельности.

4). Развивать умение использовать сенсорные эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, величина, вес).

Старшая группа

1). Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, расположение в пространстве).

2). Продолжать знакомить с цветами спектра: хроматические (цветные) – 7 цветов радуги и ахроматические (белый, черный); познакомить с понятиями «насыщенность» и «светлота», называть светло-зеленый, светло-красный.

3). Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найти предмет такой же формы и цвета).

4). Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами плоскостными и объемными (шар – круг, треугольник – конус).

5). Формировать умение обследовать предметы разной формы, включать в обследование движение рук по предмету, совершенствовать глазомер.

Подготовительная к школе группа

1). Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

2). Совершенствовать координацию руки и глаза, развивать мелкую моторику рук в разных видах деятельности.

3). Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться).

4). Закреплять умение выделять качество предметов в связной и красивой форме, рассказывать о предмете (форма, цвет, величина).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год