Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Развивающие занятия
Автор: Антонова Анна Сергеевна   
04.06.2021 19:40

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТИГРЫ И ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Работа над развитием мышления воспитанников – важнейший раздел работы воспитателя дошкольной образовательной организации. Мышление является важнейшей психической функцией, представляя собой неоднородный процесс из множества операций и неоднородный по структуре формирования.

Развитие мышления ребенка происходит поэтапно. Подбор игр и занятий для развития мышления ребенка должен быть основан на научно-теоретических представлениях воспитателя о развитии мышления дошкольника о возрастных особенностях развития мышления дошкольника. [Горюнова, А. Н. Развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста / А. Н. Горюнова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 20-22. — URL: https: //moluch. ru/th/1/archive/99/3447/ (дата обращения: 25. 05. 2021). ]

Психолого-педагогическая литература по проблеме развития мышления дошкольников содержит множество взглядов и подходов, однако все из них основаны на теории развития мышления Ж. Пиаже (операционная теория Ж. Пиаже).

В отечественной педагогической практике наибольшее распространение получила теория формирования и развития мышления, разработанная П. Я. Гальпериным. Основой данной теории являются представления о генетической зависимости между интеллектуальными операциями мышления и практическими действиями. Инновационной идеей П. Я. Гальперина явилась концепция планомерного формирования умственных действий, подразумевающая этапы интериоризации внешних действий и определил условия, обеспечивающие полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами. Теория подтверждается практическим наблюдение за деятельность. ю ребенка дошкольного возраста. Так, в простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата — перемещение предмета, его использование или изменение.

Процесс формирования умственного действия по П. Я. Гальперину представляется следующим образом:

  • Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно в конечном счете должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.
  • Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки в каждом.
  • Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой план, — считал П. Я. Гальперин, — означает не только выражение действия в речи, но прежде всего речевое выполнение предметного действия.
  • Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком «про себя».
  • Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.

Кроме вышуказанного при планировании и организации игр и занятий на развитие мышления детей 4-5 лет следует учитывать возрастные особенности мышления и индивидуальные особенности ребенка. Основной вид мышления дошкольника – образное мышление. К началу дошкольного периода развития ребенок решает задачи, связанные с получением прямого результата от действия.

Развивающее действие игры или иного действия на мышление ребенка связано с формированием мыслительной деятельности ребенка, направленно на получение косвенного результата от какого-либо практического действия. При этом, ребенку должно быть доступно в меру развития понимание связи между выполняемыми для получения результата действиями.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка знакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получить необходимый результат в уме.

Применение дидактического стола как особого средства обучения – технического объекта, на которые дети в процессе творческого, конструктивного воздействия получают определенный результат. Существуют разные виды дидактических столов, которые используются, как правило, вместе с прилагаемыми дидактическими пособиями. Педагог может, с опорой на основные цели использования дидактического оборудования применять его в ходе непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП.

Так, детям могут, с соблюдением возрастных особенностей и образовательных целей по возрасту детей, ставиться задачи.

Используя такой стол я ставлю перед детьми конструктивные и творческие задачи, согласующиеся с задачи изучения формы, цвета, количества и другими задачами ФЭМП. К примеру:

  1. конструирование по условиям – установление геометрических фигур друг на друга, на определенные части стола по форме, цветам с целью получения результата, соответствующего задаче;
  2. конструирование по замыслу – самостоятельное установление детьми задачи конструктивной деятельности и достижение ее цели как самостоятельно, так и в группе. К примеру, построить замок с башенками на зеленой, треугольной области и оградить его забором.
  3. конструирование по модели – установление педагогической задачи конструктивной деятельности в виде обозримого образца.

Работа с применением таких педагогических технологий позволяется достичь формирования навыков, лежащих в основе инженерного мышления:

  1. умение устанавливать связи между результатом деятельности и видимым образцом;
  2. умение устанавливать связи между результатов деятельности и замыслом;
  3. умение устанавливать связи между результатом деятельности и целью установленной педагогом целью деятельности;
  4. умение использовать и творчески сочетать ранее полученные навыки для достижение более сложных конструктивных задач.

Кроме того, дети получают навыки подбора материала для конструирования, навыки подбора средств для моделирования.

Для интеграции детей в мир высоких технологий и формирования основ программирования, инженерного мышления широко применяется робототехника. Отдельные ее элементы доступны для использования в детском саду без включения в процесс педагогов в области обучения детей основам программирования. К примеру, программируемый мини робот «Умная пчела» (bee-bot). Пчела выступает как тот самый технический объект, для воздействия на который детям необходимо задействовать свои знания и навыки для достижения задачи – управлять движением пчелы. Она имеет кнопки

↑ Вперед

↓ Назад

← Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против)

→ Поворот направо на 90°

II Пауза продолжительностью

1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой)

Х Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память)

GO Запустить программу (как только задан маршрут передвижения пчелы нажимаем кнопку ГОУ)

Элемент программирования заключается в том, что пчела двигается по специальному полю в соответствии с заданным алгоритмом. Поле состоит из объектов, располагающихся на квадратах. Программирование действий пчелы происходит на находящемся в комплекте с пчелой поле. От самого поля зависит сложность задач программирования, и именно оно должно соответствовать возрасту детей. На поле могут находиться находятся геометрические фигуры и цифры, цветные фигуры, герои сказок и мульт фильмов. Игровое поле выступает отдельным дидактическим объектом и может быть выполнено педагогом самостоятельно. Для этого моделируют поле с квадратами стороной 15 см, 4 квадрата на 5 квадратов в силу того, что шаг пчелы – 15 см. Объекты на поле позволяют решать задачи ФЭМП. Для этого могут быть изготовлены индивидуальные поля многоразового использования на каждого ребенка. Так, для решения задач дети используют свои знания о цветах, формах. В подготовительной группе закрепляют навыки счета по полю из цифр.

Итак, первый этап занятия – выбор и моделирования поля.

Второй этап – алгоритм движения пчелы. Составление программы для мини-робота по нарисованному ребенком пути. Для этой цели могут быть изготовлены карточки, дублирующие кнопки на мини-роботе и по форме и по цветовой гамме.

Третий этап — проверка заданного алгоритма движения пчелы на тематическом поле. Если алгоритм движения согласуется с карточками, которыми дети планируют движения пчелы – результат достигнут.

Постановка образовательной задачи на занятиях с использованием Bee-bot является возможностью реализовать задачу развития инженерного мышления.

Игра «Помоги пчеле найти цветок»

Нам нужно собрать такие цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный. Нашими отправными точками будут круги, а конечными – треугольники.

Игра «Остров сокровищ»

Как можно быстрее добраться до прибившейся к берегу бутылки с посланием (выбор кратчайшего пути).

Игра «Помоги пчелке нарисовать замок»

Алгоритм движение пчелы должен быть задан так, чтобы проводя линии по полю за пчелой мы получили отображение замка, как на чертеже.

Таким образом, использование Bee-bot позволяется решить задачи:

  1. конструирование с элементами программирования по чертежу
  2. конструирование с элементами программирования по заданной задаче.
  3. конструирование с элементами программирования для достижения цели по условиям (кратчайший путь пчелы, задача пчелы не наткнуться на препятствие).

Список использованной литературы:

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — Москва: Изд-во МГУ, 1976.
  2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / под ред. и с предисл. А.И. Подольского. — Москва, 2002.
  3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. — Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998.
  4. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. — Москва: Изд-во АПН
  5. Горюнова, А. Н. Развитие мышления у детей среднего дошкольного возраста / А. Н. Горюнова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 20-22. — URL: https: //moluch. ru/th/1/archive/99/3447/ (дата обращения: 25. 05. 2021
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год