Развитие межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста — как средство активизации мыслительной деятельности (картотека упражнений). |
Развивающие занятия | |||
Автор: Висковатова Екатерина Александровна Мартюшева Елена Валерьевна Першина Юлия Геннадьевна Пигарева Елена Александровна Березовская Мария Вячеславовна Сивцова Екатерина Викторовна | |||
23.03.2021 22:44 | |||
Развитие межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста — как средство активизации мыслительной деятельности (картотека упражнений). Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — это непрерывный процесс. У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за сложившейся системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое. Именно поэтому первые 2-4 года играют стратегически важную роль как стартовый период в гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, что, по мнению ученых, приводит к увеличению эффективности работы мозга в 5 раз.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: проблемы в письме; проблемы в устной речи; в запоминании информации; в счете как в письменном, так и в устном; в целом восприятии учебной информации. Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано? Причин может быть много, вот несколько из них: болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности); родовые травмы; болезни ребёнка в первый год; длительный стресс; общий наркоз; малоподвижный образ жизни. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Соответственно темой нашей методической разработки стало: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Задачи:
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой! Упражнения развивающие межполушарное взаимодействие у детей 2-4 лет. 1. Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему. Свеча. Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха. Ныряльщик. Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох. Дыхание носом. Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через правую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким. 2. Глазодвигательные упражнения. Этот тип разминки позволит улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира. Глаз-путешественник. Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т.п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не двигая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог. Восьмёрка. Поднять правую руку до уровня глаз, сжав пальцы в кулачок (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, то есть вместе с глазами повторять движение пальцев рук вытянутым языком. 3. Упражнения для развития мелкой моторики. Колечко. Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Можно использовать при этом текст стихотворения. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Пальцев дружная семья – Друг без друга им нельзя Кулак – ребро – ладонь. Ребенку показывают три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с педагогом а) ладонью правой руки; б) ладонью левой руки; в) обеими ладонями одновременно. Моторчик. Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью. Сначала вправо, затем влево: а) правой руки; б) левой руки; в) обеими руками одновременно. Веселые карандаши. На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими руками одновременно. 4. Упражнения, способствующие расслаблению, снятию напряжения. Четвереньки. Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами. Потягушки. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз. Лодочка (лежа на животе лицом вниз). Ребенок лежит на животе лицом вниз, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз. Бревнышко. Ребенок лежит на полу лицом вверх, Руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз. В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения. 5. Кинезиологические упражнения. Кинезиологический тренажёр. Задачи: активизировать работу различных отделов коры больших полушарий мозга, их взаимосвязь. Развивать мышление через движение. Развивать мелкую моторику. Описание действий: одновременно двумя руками выполнять упражнения. Пальчиками шагать по лесенкам. Поочерёдно касаться подушечками пальчиков условных значков. Зеркально обводить узоры. Сворачивать ленточки в трубочки. Заплетать косичку. Золушка. Цели: развитие мелкой моторики; развитие межполушарных взаимодействий. Описание задания: взять две ёмкости в одной фасоль или горох, а второй пустой. Поочерёдно сначала правой, а затем левой рукой прекладывать фасоль или горох с одного стакана в другой. Для усложнения: менять расстояние между ёмкостями. Сортёр. Задачи: развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват. Зеркальное рисование. Задачи: способствует развитию взаимодействия правого и левого полушарий мозга Ребенку предлагается брать одновременно обеими руками материал и выкладывать по контуру ранее выполненных рисунков. Положите на стол или закрепите на мольберте лист с зеркально-симметричным рисунком, обводить нужно одновременно обеими руками. Рисование и выполнение различных упражнений одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость. Магнитная бабочка. Задачи: создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие. Описание задания: ребенок берет две деревянные магнитные палочки, прикладывает их в начало лабиринта и передвигает их по лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга, формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушария. Мозаика. Задачи: тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность. Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата. А самых маленьких еще знакомит с основными формами, цветами, развивая зрительное внимание и сенсорику. Балансиры. Задачи: развивать координацию движений, память, речь, равновесие; межполушарное развитие. Способствовать развитию умений и навыков у детей в пространственном ориентировании на плоскости. Описание задания: Ребенок двигает мяч (шарик) в разном направлении. Игра-головоломка, направленная на развитие не только логического мышления, но также и координации движений, концентрации внимания, усидчивости, сосредоточенности. Звуковые лабиринты. Задачи: развитие межполушарное развитие; мелкой моторики; активизация памяти мышления, внимания. Описание задания: Нужно пройти лабиринт не касаясь петли металлической фигуры. Как только коснетесь-сработает звуковой сигнал и придётся начинать сначала. Заключение. Можно отметить, что предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике. Они обеспечили условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья. У многих детей проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать, движения детей стали произвольнее. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее!
|