ПРАЗДНИКИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Наумова Ирина Анатольевна | |||
04.03.2021 10:56 | |||
ПРАЗДНИКИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ Наумова Ирина Анатольевна Детское отделение № 1 ОГАУЗ ТКПБ (Томская клиническая психиатрическая больница) г. Томск Нашему детскому отделению ОГАУЗ ТКПБ, в котором я работаю музыкальным руководителем, в 2020 году исполнилось 31 год. В отделении в течении месяца лечатся дети разного возраста: дошкольники и школьники. Отделение оказывает помощь детям с разными нарушениями развития: сенсорная и моторная алалия, дизартрия, заикание, невроз, ранний детский аутизм. Поступают дети с повышенной двигательной активностью, с неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью, дети агрессивные или неуверенные в себе. У одних слишком развита боязливость и склонность к страхам, у других конфликтность со сверстниками, завышенная или заниженная самооценка, слабость контроля. У нас дети не только проходят лечение, но и обучаются на специальных развивающих занятиях: песочная терапия, арттерапия, логоритмика и др. В отделении работает многопрофильная команда специалистов: психиатры, психологи, педагоги, логопеды, дефектолог и др. За все мои восемь лет работы в отделении отдано немало сил и знаний детям с нарушениями в развитии, проведено много праздников и развлечений.
Праздник в отделении занимает особое место, привлекая внимание детей и взрослых. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные и незабываемые. С каким нетерпением ждут его дети. Праздничный утренник – это радость, которую приносят совместные переживания, сюрпризность, неожиданные выступления взрослых, встреча с любимыми персонажами сказок, раздача подарков и др. Музыка помогает регулировать эмоциональное состояние, устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, гармонизирует свой внутренний мир. Используя творческий потенциал ребенка, можно положительным образом повлиять на его психосоматическое состояние. Какой праздник обойдется без веселых шуток, забав, игр. Они придают радостному событию незабываемую атмосферу. Музыкальные игры подбираем с таким расчетом, чтобы в них участвовали все дети. Мамы, папы, бабушки могут принять участие в играх, конкурсах вместе с детьми. Участие в играх помогают детям преодолевать замкнутость, они привыкают к общению, охотнее включаются в хоровое пение. Часто в программу праздника включается выступление детского шумового оркестра. Дети играют на ложках, бубнах, трещетках, что способствует развитию слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание. Словесного материала на утренниках используем немного, так как дети с речевыми нарушениями испытывают затруднения в исполнении сценок и стихов, читают с напряжением, коверкая слова, часто не понимая значения многих из них. Общие радостные впечатления объединяют взрослых и детей. Сколько волнений испытывают взрослые подготавливая утренник для ребят, ведь успех праздника зависит и от оформления зала, костюмов. Праздничные торжества проводим утром в 10 часов. После проведения праздничного утренника или развлечения не торопимся снимать оформление. Пусть дети придут в зал, вспомнят, что им больше всего понравилось на утреннике, повторят праздничные номера, но уже с другими исполнителями. Ребята чувствуют себя здесь свободнее, увереннее чем на празднике. Как известно, особый ребенок, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, имеет проблемы в общении. Поэтому важно создавать условия, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентировать детей на успех и ощущения радости, получения удовольствия от самой деятельности. На празднике дети с удовольствием выполняют упражнения с яркими цветными платочками, флажками, погремушками, воздушными шарами, лентами, играют с ними, танцуют. Дети привыкают правильно брать предметы, удерживать их, перекладывать из одной руки в другую, выполнять с ними несложные ритмические движения. При выполнении танцевальных движений обращаем внимание на осанку, положение головы, на улыбку. Красочные атрибуты вызывают у ребят радость, праздничное настроение. Часто дети выступают в костюмах сказочных персонажей (лиса, белка, заяц и др.), литературных героев (Буратино, Красная Шапочка и др.). Перевоплощения эти доставляют ребятам большое наслаждение, с любопытством знакомятся они и со своим костюмом, и с костюмом товарища. Программу праздника ведет ведущий – воспитатель, который знает сценарий, читает наизусть свой текст, умеет организовать детей, управлять их настроением, проявляет находчивость, остроумие. В отделении проводятся календарно-тематические праздники: Золотая осень, Новый год, Восьмое марта и др. Все эти праздничные утренники отличаются своеобразием построений, содержанием программы. При подготовке к празднику учитываем особенности детей, чтобы не было перегрузки для детей от впечатлений и выступлений. Праздник длится 45 минут. Важно не выучивать песни к празднику, а научить петь, не готовить пляски для выступления, а научить ритмично, выразительно двигаться. Соблюдаем требования к подбору музыкально-ритмического материала с учетом характера речедвигательного и общедвигательного нарушения, стремимся подобрать такие песни, которые способствовали стимуляции интереса, делали бы богаче их эмоциональные переживания ( «Ласточка» муз. Е. Крылатова, «Настоящий друг» муз. Б. Савельева, «Улыбка» муз. В. Шаинского и др.). Среди многообразия материала, используемого на праздниках, особое место занимает коммуникативные танцы – игры, поскольку они развивают и развлекают. Это танцы с несложным движением, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет и т.д.). Движения в таких плясках очень просты, доступны для исполнения. В этих танцах есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание ( «Танец с игрушками» бел. полька «Янка», «Веселые дети» лит. нар. мел., «Поиграем веселей» рус. нар. мел.). В коммуникативных танцах – играх, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, развиваются позитивные самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, вызывают радостные положительные эмоции. В несложных, но веселых и подвижных танцах – играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них все получается, от возможности себя выразить, проявить. Все это дает прекрасный эффект в коррекции развития особых детей. Всех участников детского праздника объединяет особое настроение. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, чувство общности, способность к сопереживанию в поведении и поступках. Главная цель праздников и развлечений, чтобы дети получили удовольствие, почувствовали радость. Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Цель праздников для детей с различными нарушениями развития – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Литература
|