РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ |
Развивающие занятия | |||
Автор: Васильева Олеся Игоревна, Смирнова Лариса Николаевна | |||
04.03.2021 08:35 | |||
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Удмуртская республика, г. Глазов, МБДОУ д/с № 44 Аннотация. Для осуществления развивающих целей образования необходимо активировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий, в которых дошкольник может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя. Одним из вариантов активного включения дошкольника в образовательную деятельность нам видится в определении им темы предстоящего занятия через выполнение ими специально разработанных воспитателем заданий. Выполняя задания, дети не только развивают один из видов мышления, но и у них совершенствуются другие психические процессы (память, внимание, речь).
Ключевые слова: субъект деятельности, тип мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое), психические процессы. JOBS TO HELP THE PRESCHOOL CHILD TO FORMULATE A LESSON Vasilyeva O. I., senior educator MBDOU d/s № 44 Annotation. In order to implement the educational goals, it is necessary to activate cognitive activity, to create a situation of interest-news. The most constructive solution to the problem is to create such conditions in which the preschooler can take an active personal position and fully Express himself. One of the options for the active inclusion of preschool children in educational activities, we see in the definition of their upcoming classes through the implementation of specially designed tasks by the teacher. Performing tasks, children not only develop one of the types of thinking, but they have improved other mental processes (memory, attention, speech). Key words: subject of activity, type of thinking (visual-effective, visual-figurative, verbal-logical), mental processes. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л. Н. Толстой). Стратегической целью современного образования является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В принципах и задачах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указано: 1) П.1. 4. стандарта – «построение образовательной деятельности…, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»; 2) П.1. 6. стандарта – «создания благоприятных условий развития детей… как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста. В основе педагогического опыта лежат идеи П. Я. Гальперина, И. С. Якиманской, Ш А. Амонашвили, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Занкова, Л.С. Выготского, И.Ф. Исаева, В. А. Сластенина, Г.А. Бакулиной. Одним из вариантов активного включения дошкольника в образователь-ную деятельность нам видится в определении им темы предстоящего занятия. Поскольку традиционно воспитатель в начале организованной образовательной деятельности (ООД) называет ее тему, что сразу предполагает субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Участие детей в формулирование темы занятия обеспечит повышение уровня включенности дошкольников в ООД, позволит им в нетрадиционной форме повторить изученный раннее материал, будет способствовать развитию их психических процессов. В данной статье представлены три группы упражнений, каждая из которых призвана совершенствовать один из видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и одновременно развивать память, внимание, сообразительность, речь. Продолжительность упражнений рассчитана на 2-3 минуты. В заданиях, направленных на развитие наглядно-действенного мышления, используется материал в виде фигурок, картинок, изображений предметов, букв, объектов на специальных карточках, которые дети имеют возможность переставлять, взаимозаменять на доске (столе), т.е. осуществлять с ними реальные действия. Со временем задания усложняются за счет: увеличения количества карточек, увеличения количества перестановок (УПРАЖНЕНИЕ 1, 2). Помимо этого дети могут сами принимать участие в составлении своих вариантов заданий к предложенному материалу. Выполняя задания второй группы, дошкольники мысленно совершают действия с предметами/буквами/объектами, не меняя их фактического положения (УПРАЖНЕНИЯ 3,4). Задания упражнений, материал, используемый в задании, подводят детей к определению и формулированию тему организованной образовательной деятельности (УПРАЖНЕНИЯ 5,6, 7) Интеллектуально-речевая задача 1. Интеллектуально-речевая задача 2. Интеллектуально-речевая задача 3. Интеллектуально-речевая задача 4. Интеллектуально-речевая задача 5 Интеллектуально-речевая задача 6. Интеллектуально-речевая задача 7. Схему работы над заданиями можно обозначить следующим образом:
Представим фрагмент занятия в подготовительной к школе группе. Фрагмент организованной образовательной деятельности в специализированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (6 7 лет) на тему: «Зима. Дикие животные зимой». Воспитатель: Посмотрите на доску. Слушайте меня внимательно. Задание я произнесу 1 раз. После выполнения упражнения дайте полный ответ. «Какие три перестановки с карточками животных надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах карточки располагались одинаково?» Дети: В нижнем ряду карточку с лосем нужно поместить в свободный кармашек. Карточку с лаской поместить в тот кармашек, где был лось. Карточку с волком поставить в кармашек, где была картинка с лаской. Теперь карточки стоят в одинаковом порядке. Воспитатель: К какой группе животных относятся звери на карточках? Дети: Ласка, волк, лось – это дикие животные. Воспитатель: Запомните, это знание нам пригодится. Произнесем названия этих диких животных еще раз. (Дети произносят вслух вместе с воспитателем названия животных на карточках) Ласка, волк, лось Воспитатель: Что общего в звучании этих слов? Дети: Во всех названиях животных есть звук [л]. Он согласный, твердый. Может быть мягким. Воспитатель: Один кармашек у нас пустой. Назовите дикое животное, в названии которого есть звук [л´]. Какое это дикое животное? Дети: Это лисица, т.к. она — дикое животное, в ее названии есть звук [л´]. В пустом кармашке появляется картинка лисицы. Воспитатель: Чтобы определить тему занятия, вам нужно: - вспомнить, к какой группе животных она относится - отгадать клетку с временем года, в котором она окажется. Воспитатель: Какая тема у вас получилась? Дети: Дикие животные зимой. Нами оценивалась эффективность предлагаемой работы по следующим критериям: 1) повышение интереса детей к занятиям, 2) развитие психических процессов дошкольников. Результаты исследования оценивались по годам обучения (2017-2018, 2018-2019 гг.). К концу второго года (март 2019 г.) выявлялся уровень развития у дошкольников экспериментальной и контрольной групп основных качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления). Уровень развития свойств внимания (устойчивость, распределение, переключение, объем), оперативной зрительной памяти, мышления определялся с помощью тех же методик, что и в констатирующем эксперименте, но с определенными изменениями в стимульном материале. Выводы: Экспериментальным путем доказана эффективность специально разработанных заданий.
|