Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Горшочек каши» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Царская О.С. и Соколова О.С. | |||
22.10.2020 10:10 | |||
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Горшочек каши» авторы Царская О.С. и Соколова О.С. Цель: формировать представление об измерение длины с помощью условной мерки Задачи:
Оборудование и материалы: карточка со словом «каша», 2 сосуда (миски достаточного объема, не обязательно одинаковые), гречневая крупа (6 стаканов), столовая ложка, прозрачный граненый или гладкий стакан (с нарисованным или штампованным ободком), 6 кубиков, салфетка, скотч, яркая шелковая лента (длиной 60 см и шириной 6 см), кусок картона, не совпадающий по цвету с цветом ленты (длиной 10 см и шириной, равной ширине ленты). Кисти для клея, тряпочки для клея, клей ПВА, раскраски, цветные карандаши, пластилин. Используемые методы и приемы: наглядные (показ иллюстраций, демонстрация действий, наблюдения), практические, игровые (упражнения, моделирование), словесные (беседа, вопросы к детям, пояснение, словесная оценка результатов). Подготовительная работа: чтение художественной литературы
Сказка «Горшочек каши» Братьев Гримм Интеграция образовательных областей:
Ход занятия Воспитатель: «Ребята, помните, — мы с вами читали сказку «Горшочек каши». Какие слова надо было произнести, чтоб горшочек начал варить кашу?» Дети отвечают: «Раз, два, три. Горшочек, вари!» Воспитатель выставляет на доске карточку со словом «КАША», и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, сколько гласных в слове «Каша»? Дети отвечают. Воспитатель: «Раз две гласных, то сколько слогов в слове «Каша»?» Всей группой хлопаем в ладоши по количеству слогов, делая выводы, что и слогов два. Воспитатель: «В саду вам, так же как и дома, готовят вкусную полезную кашу, чтоб вы все были здоровы. Давайте представим, что помогаем нашим поварам, мамам, бабушкам – и сегодня определим объем сыпучих тел (гречневой крупы), — мы с вами будем измерять гречку. На столе у воспитателя стоит шесть кубиков на небольшом расстоянии друг от друга, миска с гречневой крупой, пустая миска и стакан накрыты салфеткой. Воспитатель: «Сколько здесь кубиков?» Дети (хором): «Шесть» Воспитатель: «Как вы узнали?» Дети: «Пересчитали» Воспитатель убирает кубики со стола и ставит миску с гречневой крупой. Важно, что в миске ровно шесть стаканов гречневой крупы – по ободок. Другая миска и стакан пока находятся под салфеткой. Воспитатель: «Как можно узнать, сколько здесь гречневой крупы?» Дети: «Надо посчитать» Воспитатель: «Как?» Дети (одно из предположений): «Надо взвесить» Воспитатель: «Но у нас нет весов. (Снимает салфетку, берет стакан) Стаканом можно узнать, сколько здесь гречневой крупы?» Дети предполагают. Я покажу как. Ребята, нам надо договориться, надо условиться, — сколько гречки мы будем насыпать в стакан. Договариваемся, что насыпать будем по ободок. Воспитатель обращает внимание, что следить нужно за тем, чтобы гречки в стакане было столько, сколько условились – по ободок. Чтобы не сбиться со счета, воспитатель предлагает на каждый отмеренный стакан гречки отставлять один кубик на столе. Договариваемся, что кубик отставляем, когда стакан гречки уже пересыпан в другую миску. Как условились, воспитатель насыпает первый стакан гречки по ободок. Показывает его детям, остальные подтверждают правильность выполнения условия. Воспитатель пересыпает гречку в другую миску, затем отставляет один кубик. Дети наблюдают за правильностью действий воспитателя. Насыпает по ободок второй стакан. «Мы так условились насыпать?» После утвердительного ответа пересыпает крупу в другую миску и отставляет еще один кубик. В третий стакан воспитатель насыпает гречки меньше половины. Чаще всего бывает так, что дети хотят отставить еще один кубик. Воспитатель: «Мы столько условились насыпать гречки в стакан?» Дети: «Нет» Воспитатель: «Что нужно сделать?» Дети: «Досыпать в стакан до ободка» Воспитатель досыпает гречневой крупы до ободка и демонстрирует, что стакан насыпан так же, как первый и второй. Дети подтверждают, что все правильно. Пересыпаем гречку в миску, отставляем третий кубик. Четвертый стакан насыпается нормально, как договорились, и тоже пересыпается в миску. Отставляем четвертый кубик. В пятый стакан воспитатель насыпает гречневой крупы с горкой, выше ободка. Дети обращают внимание на неправильность действий и останавливают, прежде чем гречку пересыпим в миску. Воспитатель: «Что неправильно?» Дети объясняют, что гречки слишком много, нужно отсыпать, чтобы было по ободок, т.е. столько, сколько условились насыпать. Далее пересыпается шестой стакан и отставляется шестой кубик. (При наполнении пятого и шестого стаканов воспитатель для удобства может пользоваться ложкой, чтобы не просыпать гречневую крупу.) Воспитатель: «Сколько стаканов гречки было в миске?» Дети (пересчитывают кубики): «Шесть стаканов гречки» Воспитатель: «А в этой миске сколько стало стаканов гречки?» Дети: «Шесть стаканов» Воспитатель: «Что мы с вами делали?» Дети: «Мы пересыпали гречку стаканом из одной миски в другую» Воспитатель: «Очень хорошо. Мы пересыпали, мерили, измерили и узнали, что у нас шесть стаканов гречневой крупы. А чем мы с вами мерили, чем измеряли?» Дети: «Стаканом» Воспитатель: «Мы мерили стаканом. Как его можно назвать?» Дети (затрудняются): «Стакан» Воспитатель: «Правильно, мерили стаканом. Стакан – это мерка. Стакан можно назвать меркой» Далее воспитатель проводит Физкультминутку: Три медведя шли домой. (дети шагают на месте) Папа был большой – большой, (руки поднимают вверх) Мама – чуть пониже ростом, (руки на уровне груди) А сынок малютка вовсе. (наклон вперед) Очень маленький он был, (садимся на корточки) С погремушками ходил. (выпрыгивают, подняв руки вверх) После физкультминутки воспитатель прикрепляет к доске (можно скотчем) ленту длиной 60 см. В руках у него плотная полоска картона длиной 10 см, ширина ее совпадает с шириной ленты, цвета картонной полоски и ленты различны. Воспитатель: «Мы хотим узнать длину этой ленты. (Показывает кусочек картона) Мы можем с вами условиться, договориться, что это наша мерка?» Дети соглашаются. Воспитатель показывает, как можно измерить ленту – прикладывает мерку и отмечает на доске мелом или маркером контрастного цвета отмеренную часть ленты (отметки должны быть хорошо видны). И отставляет один кубик. Воспитатель (прикладывает мерку): «Я приложила мерку, края мерки и ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка?» Дети отвечают. К отмеченной на доске линии воспитатель снова прикладывает мерку и отмечает ее конец, отставляет еще один кубик. Следующую линию воспитатель проводит не там, где мерка заканчивается, а посередине ее. Делает вид, что хочет отставить еще кубик. Большинство детей в группе подтверждают правильность действий, но некоторые обращают внимание, что действие неверно. Возникает разговор: выясняется, соответствует ли отмеченный мелом (маркером) на доске кусочек ленты выбранной мерке. Дети группы приходят к выводу, что это не так, и нужно отмерить этот кусочек вновь. Воспитатель стирает «неправильную» линию и прикладывает мерку снова. Далее отмеряется и отмечается четвертый кусок ленты. Перед пятым измерением воспитатель отмечает линию не в конце мерки, а подальше, и делает вид, что хочет отставить еще один кубик. При этом продолжает держать мерку на ленте. Воспитатель: «Правильно отмерили? Такой длины наша мерка?» Дети: «Нет» Воспитатель: «Что нужно сделать?» Дети: «Измерить заново правильно» Воспитатель стирает линию и проводит новую там, где заканчивается мерка, и отставляет пятый кубик. Далее мерка прикладывается в шестой раз, отставляется последний кубик. Воспитатель: «Сколько раз уложилась наша мерка?» Дети (считают кубики): «Шесть раз» Воспитатель (показывает детям стакан и кусочек картона): «Мы мерили гречку и измеряли ленту. Стакан и кусочек картона не похожи друг на друга. И все-таки можно их как-то назвать одним словом». Дети задумываются. Можно их назвать меркой? Дети соглашаются Воспитатель: «Молодцы, хорошо потрудились. Помогли измерить правильно 6 стаканов гречневой крупы. Теперь можно приготовить вкусную кашу на всю нашу группу!» Затем воспитатель предлагает детям «сварить» горшочек каши. Для этого на столе у каждого ребенка есть заготовка с раскраской бабушки и горшочка каши, цветные карандаши, пластилин, клей ПВА, кисточка для клея и тряпочка. Каждый ребенок самостоятельно подбирает цвета для наряда бабушки, раскрашивает рисунок. А горшочек каши выполняется в нетрадиционной технике аппликации – из крупы и пластилина. Сам горшок пластилинографией (цвет по выбору ребенка) и «наполняем» его гречневой крупой, которую приклеиваем на клей ПВА. Когда работы детей готовы, воспитатель просит показать каждого свой рисунок другу по парте, и сказать своему товарищу комплимент за его работу. Воспитатель: «Мы с вами славно, хорошо поработали! Улыбнемся друг другу и похлопаем в ладоши».
|