«Методическая разработка к многофункциональному пособию «Путешествие по сказкам»» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Нерода Ольга Николаевна | |||
24.05.2020 16:55 | |||
«Методическая разработка к многофункциональному пособию «Путешествие по сказкам»» Нерода Ольга Николаевна Воспитатель МОУ Д/с № 170 г.Волгоград Волгоградская обл. «Учите — играя, а воспитывайте детей любя!». Для работы с детьми в своей группе я решила взять за основу хорошо всем известные еще с детства сказки. Сказки являются средствами познавательно — речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей. Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка. Поэтому многофункциональная дидактическое пособие " Путешествие по сказкам " направлена на активизацию развития связной речи дошкольников посредствам сказки, совершенствование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики.
Дидактическую разработку можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах так и в самостоятельной игровой деятельности детей, позволяет нам решать поставленные задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников для закрепления пройденного материала. Для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: содействие гармоничному познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка раннего и старшего дошкольного возраста. Задачи:
Коврик имеет тканевую основу неба и земли с нашитыми на него элементами: радуга, облака, солнышко, деревья, речка, домик. Дидактический коврик можно повесить на стену за специальные петли, либо расположить на столе, полу и другом удобном месте. Дополнительно к пособию изготовлены атрибуты из различных материалов (цветы, овощи, фрукты, домашние птицы и животные, насекомые, дикие животные и т.д), которые фиксируются на коврик различными застежками (кнопки, крючки, пуговицы, липучки, шнуровка, молнии, магниты). Завязывание и развязывание шнурков, застегивание замка-молнии, кнопок, пуговиц, липучек, позволяет в игре развивать у детей мелкую моторику рук. А интересные «фишки» (дождик из бисера, солнечные лучики разной фактуры,, набитые разными крупами овощи и фрукты и т.д помогают ребенку развивать тактильные ощущения, сенсорное восприятие, логическое мышление, внимание и память. Дополнительно к коврику имеются конверты с героями сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Курочка-ряба», «Три медведя», «Смоляной бычок», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Зимовье зверей», которые крепятся на липучки к ковру. Для более интересной работы с пособием в работе используются мнемотаблицы, с помощью которых дети могут самостоятельно вспомнить сказку и проиграть ее с товарищами, с помощью мнемодорожки рассказать о животном из сказки: «Опиши героя», «Найди по описанию», «Раскрась по описанию» и т.д. Варианты работы разнообразные. Например, можно предложить детям сочинить и рассказать сказку, обыграть различные сюжеты «путешествие капельки», «колобок заблудился», «Маша в лесу» и т.д. Дети самостоятельно выбирают необходимые атрибуты, находящиеся в кармашках, располагают их на коврике и рассказывают свою историю. Также в отдельных карманах находится большое количество дидактических игр с использованием наглядно – игрового многофункционального пособия «Я начну, а ты продолжишь», «Помоги герою найти свою сказку». Игры из серии «Чего не хватает», «Кто лишний», «Кто за кем?», «Что изменилось!», «Найди по описанию», и т. д. благоприятствуют развитию памяти, внимания, мышления. При составлении сюжета ребенку многократно приходиться прикреплять и снимать атрибуты, что развивает мелкую моторику, стимулирует развитие речи и творческие способности: приводит к положительным результатам в работе: формирования у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций и различных умений. Пособие «Путешествие по сказкам» можно постоянно обновлять: менять сказки, дополнять новыми играми и атрибутами. Преимущества данного пособия: возможно использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста, прост в изготовлении, удобен в использовании, легко перемещается из кабинета в кабинет и из группы в группу, помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и сенсорно-моторное развитие. Игры и упражнения, имеющиеся в пособие «Путешествие по сказкам» и реализуемые на занятиях, могут быть использованы психологами, педагогами при организации развивающих занятий с детьми, начиная с раннего до старшего школьного возраста, а также родителями.
|