Сенсорное воспитание детей по средствам развивающей предметно-пространственной среды |
Развивающие занятия | |||
Автор: Кривдина Анастасия Олеговна | |||
08.02.2019 15:08 | |||
Сенсорное воспитание детей по средствам развивающей предметно-пространственной среды Автор: Кривдина Анастасия Олеговна г. Павлово Нижегородская обл. МБДОУ дс№21 «Теремок» Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. К сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, как известно, восприятие — первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы. В соответствии с комплексно-тематическим планированием группы был разработан перспективный план в ходе которого проводилась как индивидуальная работа с детьми, так и коллективные дидактические игры, занятия. Занятия проходили в яркой форме, мотивировав детей, мы с интересом переходили к экспериментированию и изучению цветов. Важную роль играют занятия с предметами. При их проведении использовались дидактические игрушки нескольких видов и различные задания с ними (разложи, собери, выбери, принеси, построй, угадай и т.п.), причем, сначала с предметами с резко различными сенсорными свойствами, затем с менее различными. Малыши уже с раннего возраста имеют навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки, очень полюбились деткам. Учитывая специфику работы с детьми раннего возраста, мы постоянно повторяли одни и те же задания с новыми вариантами выше названных дидактических игрушек. Это обеспечивало умственную активность детей на занятиях. Особое внимание обращалось на эстетическую сторону дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляла детям радость, способствовала накоплению сенсорных представлений. На занятиях формировались не только зрительные представления, но и осязательные. Чтобы познать какой либо предмет побуждали детей проводить ряд целенаправленных действий по его обследованию: дети сжимали, гладили, проводили пальчиком по контуру, т.е. использовали сенсорно-моторные движения. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагали детям дидактические игры на закрепление цвета такие как: «Помоги рыбкам» где просили помочь мамам-рыбкам найти своих детишек. Большей популярностью пользовалась игра «Разложи шарики по цвету», в ней дети должны разложить шарики в домики по цвету, а я проговариваю цвет ячеек и цвет шариков, некоторые детки уже стараются повторять за мной. Игра «Воздушные шарики» где детки подбирают к шарику ленточку такого же цвета, в игре «Спрячь матрешку» нужно подобрать по цвету окошечко, что бы нашу матрешку ни кто не заметил, игра «Зайчики в вагончиках» так же нужно посадить зайчика в свой цветной вагончик. Побуждала детей к действиям с различными фигурами. Фигуры раскладывала, поясняя свои действия: «Сделаем дорожку. Возьмем зеленый кирпичик, к нему положим еще такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая длинная дорожка зеленого цвета. По ней побежит зайчик. Вот он». Привлекали детей к обыгрыванию действий: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке. Прыг скок». Стараясь дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке каждому ребенку, приговаривая: «Вот как зайчик бежит по зеленой дорожке». Дети выполняли и другие задания: «Разложи красные шарики друг за другом на дорожке»; «построй из желтых кубиков башенку» и т.д. Развивая тактильные ощущения мы с ребятами оставляли следы своих ладошек и пальчиков на листах бумаги, приговаривая: «краска какая холодная или теплая», им это очень нравилось, ведь затем мы обыгрывали отпечатки, дополняя рисунок, получая образ. С помощью пособия «Тактильная доска» дети играют в следующие игры: "Найди мягкую (пушистую, колючую, гладкую) досочку","Какой у киски хвостик","Потрогай колючую дорожку", и т. д. Работая над развитием осязательных ощущений детей, мы ставили перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Например, мягкий, как кошечка. Так же мы старались подбирать игры, цель которых открыть для малышей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. В этих играх малыши учатся различать «звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей. Игра «Кто что услышит?». Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук. Дети с удовольствием играли в эти игры. Игра «Шумелки». Для этой игры использовали большие киндер яйца, которые наполнены различными предметами (крупами) с разным звучанием, они звучат тихо или громко, дети прислушивались к звукам внутри, а потом открывали и смотрели-трогали находящийся внутри предмет. Хороши варианты использования режимных моментов для развития обонятельных ощущений детей, когда малыши моют руки, они чувствуют запах мыла. У одних пахнут руки земляничным мылом, а у других по-другому, детским мылом. Перед обедом просим ребят понюхать, что пахнет супом. В целях профилактики Гриппа и ОРВИ, дети носили кулончики с чесноком или луком, нюхали его и запоминали запах. Также для расширения обонятельных ощущений помогала прогулка. Зимой – вдыхаем морозный воздух, весной — ароматы первых весенних цветов. Как и любая другая работа в ДОУ, работа по сенсорному развитию велась в тесном контакте с родителями воспитанников. С ними проводились индивидуальные консультации, оформлялась фотовыставка «Я познаю мир», проводился семинар практикум на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста». В уголках информации размещались игры и упражнения для развития сенсорного восприятия, подготавливались буклеты на данную тему. В результате развития сенсорного восприятия у детей раннего возраста по средствам организации развивающей предметно-пространственной среды, дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. В связи со сказанным становится очевидным, что, организуя предметно пространственную среду, педагог решает важнейшую задачу своевременного сенсорного развития ребёнка. Литература:
|