Статья «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» |
Развивающие занятия | |||
Автор: Шклярова Елена Николаевна | |||
20.12.2017 05:49 | |||
Статья «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» Подготовила статью: воспитатель ясельной группы МДОУ «Црр д/с №153» Шклярова Елена Николаевн Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.) Ребёнок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений. Его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше развито сенсорное восприятие, тем эффективнее происходит развитие ребёнка. Ребёнок растёт, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать окружающий мир.
Сенсомоторное развитие в младенческом возрасте, его особенности:
Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся, или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие. Ещё пример: мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будут, вы либо остановитесь, либо ускорите движение, либо посмотрите в сторону откуда доносится звук. Или вот ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (взаимодействия зрения и движения руки и пальцев) Теперь мы имеем представление насколько важно развивать у ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого развития играет существенную роль в развитии восприятия. В дошкольном возрасте активно совершенствуется двигательная активность. Движения становятся координированными, ловкими, уверенными, что значительно расширяет круг практической деятельности дошкольника. Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогики и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Ребёнок открыт всему миру. Он постоянно ощупывает предметы, манипулирует, играет с ними, сравнивает эти предметы зрительно, слушает, как называют эти предметы взрослые, воспринимает названия тех или иных вещей и их качества. Ребенок утончает свои чувства, развивает общую и пальчиковую моторику, тем самым развивает разум. Благодаря контакту с окружением и собственным исследованием, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Начиная с упражнений — сенсомоторики, ребенок движется к развитию речи, интеллекта. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику. Чтобы взять предмет одной рукой, малыш должен быть подготовлен к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребёнка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой. Как можно открыть перед малышом мир, в который он пришёл, помочь не потеряться в нём, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой – это то, что волнует педагогов. Важно, чтобы, вкладывая в руки малыша кусочек глины или выбирая для него формат бумаги, знакомя его с мягкой игрушкой или интересной книгой, мы не только пользовались интуицией и богатым педагогическом опытом, но и руководствовались знаниями по возрастной физиологии. В раннем возрасте основной формой общения ребёнка со взрослым должны стать действия с предметами. Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застёгивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек (5-8 штук), из семян на пластилиновой основе и т. д. Для детей, имеющих отклонения в развитии, — отмечал Л. С. Выготский, — необходимо создание обходных путей. Необходимо подбирать комплекс игр-занятий, которые помогают думать, запоминать, чувствовать. Ребёнок должен сам заниматься поиском решения задачи. Вот примерные игры по познавательному развитию детей:
Так же существуют игры-упражнения, в начале которых малыш уже видит положительную оценку своей деятельности – «маленький приз», но получить его сможет тогда, когда разрешит очередную проблемную ситуацию. Такие игры — занятия лучше проводить индивидуально либо подгруппой из 2-3 человек. Игра: «Найди машинку» — развитие тактильных ощущений. Малышу предлагают поиграть с крупой, которая находится в банке. В крупе ребёнок находит машинку, с которой ему также предлагают поиграть. Упражнения с шариком (Фридриха Фрёбеля) Развитие зрительного внимания и стимуляция активных и направленных движений кистей рук ( «Туда-сюда», «Вверх-вниз», «Скок-скок», «Спрячь в ладошку», «Спрячь в коробочку»). Упражнения выполняются как правой, так и левой рукой. Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников. Игра «Весёлые крышки» Цели:
Игра «Веселая змейка» Цели:
Игра «Забавные прищепки» Цели:
Игры — занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т. д. Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать. Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами. Игры с прищепками можно использовать с раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка. Игра «Солнышко»
Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу. - Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг желтого цвета и короткие прищепки такого цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышка мы выбираем круг большего размера и длинные прищепки. Летом солнце печёт, оно очень тёплое, люди загорают. Для летнего солнышко можно выбрать большой красный круг и чередовать желтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять желтый круг и чередовать желтые длинные и короткие прищепки. Игра «Ёжик» Ель на ёжика похожа: Ёж в иголках, ёлка тоже. Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т. д.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлке зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например, ёлка зимой — чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несет на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т. д. Учитывая особенности детей, необходимо: Больше проводить индивидуальных занятий, осуществлять предварительную работу по развитию тонкой и глубокой моторики, предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок не может долго работать. Опыт показывает, что дети с нарушениями в развитии выбирают упражнения, которые могут выполнить, а упражнения, вызывающие затруднения, игнорируют, хотя иногда и испытывают интерес. Важно не упустить этот момент интереса и помочь ребёнку в овладении упражнением: достижение успеха приводит к самоуважению и возникновению дальнейшей потребности в развитии. Так же можно несколько видоизменить упражнение, чтобы ребёнок мог выполнять его самостоятельно! На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе.
|