Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания. |
Развивающие занятия | |||
Автор: Каверзнева Елена Алексеевна | |||
24.08.2017 19:49 | |||
Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания. Ранний возраст – это период наиболее быстрого и интенсивного развития ребенка. В возрасте от рождения до трех лет стремительно развиваются все системы восприятия (зрительные, слуховые, тактильные), формируются разнообразные умения и навыки малыша. В развитии ребенка все взаимосвязано. Многолетние наблюдения за развитием ребенка подтверждают то, что одни умения, формируясь, являются ступенькой для появление других. Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, все чаще сталкиваются с проблемами отклонений в моторном, психическом и речевом развитии. В современном мире родители с гордостью рассказывают знакомым о том, насколько быстро их маленькое чудо освоило телефон или планшет, забывая про развитие навыков самообслуживания часто не учитывая, что для многих из них гораздо важнее научиться самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и общаться со своими близкими и окружающими их людьми. Важно правильно организовать процесс воспитания, осуществлять его комплексно и контролировать, насколько в правильном и гармоничном темпе развивается ребенок. В процессе воспитания обязательно нужно проводить анализ и сравнение умений малыша с возрастными показателями физического и психического развития. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как упорство в стремлении добиться успеха. И происходит это с освоения навыков самообслуживания. В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов и родителей на особую значимость развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой восприимчивости детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст уникален в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач, а правильная речь является залогом полноценного развития ребенка, его социальной адаптации.
«Термин «развитие» не делает лишних различий между вегетативным, чувствительно-двигательным и психическим развитием, он ведет к научному и практическому согласованию всех данных критериев развития. Идеально полный диагноз развития охватывает все явления психического и социального порядка в связи с анатомическими и физиологическими симптомами развития.» (Л. С. Выготский). Своевременное формирование навыков самообслуживания и работа на преодоление задержки развития навыков способствует развитию речи у детей раннего возраста. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления социальных контактов, а это, в свою очередь, способствует расширению представлений ребенка об окружающей жизни. Обучение ребенка навыкам самообслуживания помогает эффективно решать задачи расширения представлений и знаний об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Самообслуживание включает в себя освоение навыков: приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела и опрятности. Основными принципами определяющими развивающее воздействие на детей раннего возраста с задержкой речевого развития, является:
Основным направлениям коррекционно-педагогической работы по стимуляции речевого развития с детьми раннего возраста является:
Для достижения результатов в освоении навыков самообслуживания важную роль играет пошаговый принцип обучения состоящий из трех шагов:
Для стимулирования развития речи во время формирования навыков важно использовать потешки, стишки. Речевой материал для работы над формированием навыков самообслуживания. Навык самостоятельного приема пищи: На того, кто ест опрятно, ………………………………… Тили, тили, тили-час! За собачку и за кошку, …………………………… Утка утенка, Утки поели, Где твоя ложечка? ……………………………… Каша вкусная дымится, Ложка за ложкой, Сварилась, упрела, ……………………………… Я обед съедаю сам. Мой хороший аппетит Вот несёт мне ложка Шепчет тихо аппетит: ………………………………… Кто у нас любимый самый? За кого же третью ложку? За мальчишку — за соседа, За гостей и за подарки, Вот тарелка и пуста! Выходи, водица! Будет мыло пениться ……………………… Каждый день Очень сильно тру. Не злись! Буду мыть тебя сначала. Р.Куликова …………………………………… Мышка плохо лапки мыла Полотенце в грязных пятнах ………………………… Ай, лады, лады, лады Лейся на ладошку ………………………… Кран откройся, Мойтесь уши, Мойся, мойся, Навык одевания Ручка – раз, и ручка – два! ………………………………………………………… Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться, А потом колготки мы с тобой наденем, А теперь штанишки смело одевай. А теперь давай в сапожки мы обуем наши ножки. Это кто тут рано встал (а) Мы с тобой пойдем гулять Молодец, теперь скорей Ручки спрятать в рукавички, …………………………………………… Прыг-скок, прыг-скок, Послушные детишки …………………………………………… Начинаем наш урок. Присядем аккуратно. Мы все сделаем, как надо.
|