Период дошкольного детства – самый сензитивный период для получения любых знаний. Как мы знаем, развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей. С двух лет у ребенка начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем-трем с половиной годам. К этому времени он употребляет в своей речи все падежные формы (без предлогов и с многими предлогами), формы глаголов и сложные предложения с союзами. К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 слов и более. В течение всего периода дошкольного детства дети бессознательно используют разнообразные приемы по упражнению аппарата речи (младшие – повторением отдельных слов, словотворчеством, старшие – соревнуются в скороговорках, читают для себя вслух). Развитие аппарата речи детей, его гибкости, четкости оставляет один из важных разделов всей работы по развитию речи. Для достижения этих целей существует много методических приемов. Еще одна важная сторона работы с детьми – накопление содержания речи (формирование словаря). Слово ценно своим содержанием, слово, непонятное ребенку своим значением, превращается для него в пустой звук. Накопление содержания речи и ее формирование неразрывно связаны с постижением вещей и предметов. Этот процесс активно происходит в процессе экологического воспитания.
Многие авторы педагогических исследований в области экологии отмечают, что экологическое образование дошкольников может начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение, т.е. с 2-3 лет. Однако содержание и методы экологического образования детей младшего и старшего дошкольного возраста должны существенно отличаться, что обусловлено их психофизиологическими возможностями. Но особенностью всего дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости (у детей всего дошкольного возраста преобладает правополушарный тип деятельности – эмоционально-чувственный, и только к 8-10 годам развивается левополушарный – логический тип мыслительной деятельности). Тихеева Е.И. предлагает использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей. Известно, что особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые задачи содержатся в разного рода занимательном речевом материале, который включает в себя: · специальные упражнения, целью которых является развитие речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков), · звукоподражательные игры и упражнения, направленные на развитие фонетической стороны речи («Угадай, кто позвал», «Подуй на снежинку», «Кто как кричит» и т. п.), · дидактические игры, направленные на формирование грамматического строя речи и расширение словаря, · загадки, загадки-обманки, · потешки, пальчиковые игры, · скороговорки, чистоговорки, · занимательные азбуки, экологические сказки и т.д. Дошкольники по своей натуре очень любознательны, их интересует все, что находится вокруг. Интересные речевые задания об окружающем нас мире (живом и неживом) вызывают у детей яркий эмоциональный отклик, хорошо запоминаются и способствуют более продуктивному решению речевых задач: формированию словаря, звуковой культуры речи и развитию связной речи. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и по развитию речи занимательный материал можно включать в ход самого занятия, использовать его в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей, а также и во внеучебное время. Формы организации работы с детьми также могут быть разнообразными: со всей группой, с подгруппой и индивидуально. Занимательный речевой материал с экологическим содержанием может быть представлен в виде картотеки, в которую входят специально подобранные игры и упражнения: · дидактические речевые игры по темам: осень, фрукты, дикие животные, домашние животные, зима и зимние забавы, домашние птицы, весна, цветы, насекомые, птицы, лето, (Речевое развивающее содержание дидактических игр экологической направленности может выражаться в развитии умения составлять рассказы: описание экологических объектов и своих действий с ними; различении отдельных природных объектов по визуальным характеристикам, по форме, свойствам, отношениям и связям в сообществе; классификации, разгадывании экологических загадок; составлении и решении кроссвордов. Со старшими дошкольниками можно организовывать театрализованные игры экологической проблематики (например, «Что где растет?», «Что лишнее?», «Путешествие по лесной тропинке» (экологической тропе), «Заморочки из бочки», различные викторины и др.) · игры с мячом с элементами ТРИЗа (дети с удовольствие играют в коллективные игры с мячом, их можно использовать для закрепления пройденного материала, они развивают мышление и память, так как ребенку нужно выполнить словесное задание за несколько секунд – вспомнить, еще эти игры учат соблюдать правила и организовывают): «Животные и их детеныши», «Кто как кричит», «Кто где живет: кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!», «Подскажи словечко», «Что в природе происходит», «Кто как передвигается», «Наоборот», «Третий лишний», «Чья голова», «Один - много», «Мяч бросай, животных (птиц, ягоды, грибы и т.д.) называй», «Что животные умеют», «Земля, вода, огонь, воздух», «Плавает, летает, бегает», «Птицы, рыбы звери» и т.д. · потешки и пальчиковые игры (по темам: дикие животные, домашние животные, дары леса, времена года, признаки времен года) – хорошо развивают речевой слух, чувство ритма, звуковую выразительность и интонацию как у младших, так и у старших дошкольников, · подбор мимических упражнений (упражнения для мышц шеи, жевательно-артикуляционных мышц, упражнения для языка, губ и щек) по темам: осень, весна, зима,лето. · чистоговорки, скороговорки о животных, растениях, временах года – позволяют также формировать умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы языка, · необычные сказки (например, сказки Крюковой Т.Н. «Лесная аптека. Сказочная энциклопедия лекарственных растений» и др.), речевые логические задачи о природе, экологические сказки. Детям такие задания очень нравятся, шутливые стихотворения и загадки-обманки привлекают внимание даже самых непоседливых детей, и вызывают стойкий интерес к заданию. Во время такой деятельности происходит и расширение словаря, потому что, встречая непонятные слова, дети спрашивают: «А что это такое?», либо воспитатель сам объясняет смысл незнакомого слова. Значительная часть детских вопросов в этом возрасте носит коммуникативный характер, т.е. они служат для привлечения внимания, приобщения взрослого к совместной деятельности, получения одобрения, похвалы. Тем не менее значение таких вопросов чрезвычайно велико и в познавательном развитии детей, ибо малыши таким образом получают возможность быть инициаторами диалогов со взрослым, что позволяет им в значительной мере совершенствовать речевые навыки. Чистоговорками и скороговорками, а также стихотворениями и загадками можно дополнить любое занятие не только по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, но также использовать на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное от занятий время. Очень удобно для воспитателя, если весь материал занимательного содержания будет структурирован. Это облегчает задачу поиска нужного стихотворения или загадки. Таким образом, использование занимательного речевой материала с экологическим содержанием позволяет педагогу решать все основные речевые задачи: овладение грамматической структурой языка, накопление содержания речи (формирование словаря), звуковая культура речи и развитие связной речи в игровой и доступной для ребенка форме.
|