Использование методов ТРИЗ: 1) схематизация (запись речевых оборотов с помощью простых рисунков). 2) волшебники – анализаторы (глаза, уши, руки). Цель. Закреплять знания детей о признаках весны. Заучить стихотворение. Развивать речь, память, способность слушать стихотворение, понимать содержание. Обогащать литературными образами игровую и изобразительную деятельность детей. Материал. Прямоугольные листы бумаги, разделённые на квадратики. Предварительная работа. Использование метода «схематизация» в теч. года. Ход занятия. Воспитатель. Наступила весна! Вспомните, пожалуйста, кто нам помогал наблюдать за природой? Дети. Глаза, уши, руки.
Воспитатель. Что видели глазки, какие изменения произошли в природе? Отвечать вы сегодня, ребятки, будете, передавая вот эту красивую палочку. У кого палочка, тот и отвечает. Дети. (Первый ребёнок ответив, передаёт палочку другому) Тает снег, капает с крыши… Воспитатель. Правильно. А что почувствовали ваши ручки? Дети. Если снять рукавички, то можно почувствовать, как пригревает солнышко. Воспитатель. Молодцы. Что услышали ваши ушки? Дети. Капель. Стали звонче петь птицы. Воспитатель. Умнички. Сегодня мы с вами будем разучивать стихотворение о весне, но не просто повторяя слова, а по схеме. Сначала послушайте стихотворение, которое написал Самуил Яковлевич Маршак «Апрель». Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник, Стали птицы громче петь и зацвёл подснежник. Понравилось вам стихотворение? (дети отвечают) Замечательно! А сейчас мы с вами будем рисовать это стихотворение. На столах у вас лежат полоски бумаги. Берите их и приступайте, пожалуйста, к работе……. Кто попробует рассказать стихотворение по своей схеме? Дети. Воспитатель. Молодцы! Давайте ещё раз, глядя на свою схему, вместе со мной прочтём стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Апрель». Какие вы молодцы! Почти полностью запомнили стихотворение. А теперь давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». Медведь. Хорошо – Дети. Ягоды ест, любит мёд, выступает в цирке… Воспитатель. Плохо – Дети. Может поломать (разорить) ульи… Воспитатель. Лужа. Хорошо – Дети. Можно пускать кораблики. Помыть грязные сапоги… Воспитатель. Плохо – Дети. Промокнут ноги. Машина обрызгает… Воспитатель. Какие вы все молодцы! Давайте немножко разомнёмся. Задание вам такое: вспомните, пожалуйста, какой-нибудь эпизод из стихотворения и изобразите его в пантомиме. Выходите на ковёр. Звучит музыка (напр., Чайковский «Времена года»), воспитатель негромко читает стих-е. Хвалит детей. Занятие закончено.
-- Татьяна Горнова
|