Открытое занятие для детей подготовительной группы по обучению грамоте "Письмо от деда Буквоеда" |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Светлана Анатольевна Жмудь | |||
21.03.2014 20:21 | |||
Образовательные области: 6 слайд – волк (вой волка) v «Живет в норке, грызет корки, короткие ножки – боится кошки» 7 слайд – мышка (писк мыши) v «Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакуша, кто это…» 8 слайд – лягушка ( кваканье лягушек) Логопед: Все жители сказочного дворца хотели петь в хоре. Прочтите, как они поют. Кого возьмут в певцы, а кого попросят еще поучиться. ( Гласные поются, а согласные нет) - 9 слайд – все жители дворца с буквами ( звучит веселая детская музыка) Назовите все гласные, согласные звуки, которые мы знаем. Чем звуки отличаются от букв? Повторим все вместе правило с показом. Логопед: «Гласные тянуться в песенке звонкой, могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, но не умеют шипеть и ворчать. А согласные согласны шелестеть, рычать, свистеть, но не хочется им петь» Давайте посмотрим еще раз, какими же буквами обозначаются песенки жителей дворца. 10 слайд – все животные без букв. ( грустная мелодия) Логопед: Что же произошло? Куда исчезли буквы? Ой, нигде их нет! Но что это? Письмо, от кого же оно? Хотите узнать? Я знаю, у того, кто написал письмо в названии 3 звука: Первый - мягкий согласный, 2-гласный, 3-твердый согласный. Кто это? Не знаете. Может гости нам помогут? Не беда, узнаете, если отгадаете загадку: «Он, в сказке знакомой про Курочку Рябу, и в сказке веселой, где репку все тянут, Несет к нему в коробе внучку медведь, он седенький в сказках, так кто он, ответь?» - Да, это дед. 11 слайд – Дед Буквоед. ( Песенка про дедешку) Логопед: Наш дед не простой. Это дед Буквоед, он прислал это письмо, давайте прочитаем, что там написано. Письмо: «Что буквы не можете найти? А это я – дед Буквоед их съел, но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания» Логопед: Ну что, ребята, попробуем вернуть буквы? 1 задание – «Жил да был зверек в лесу, боялся волка и лису, шкурка серая была, а в названии звук А?» 12 слайд – заяц (звучит музыка задорная) «Есть у зайца огород, что же у него растет? Овощи ты называй, про звук А не забывай» 13 слайд – показ овощей со звуком А: Томат, кабачок и т.д.(песенка овощей) «К зайцу гости приходили и игрушки подарили, а в названье шла молва у игрушек был звук А» 14 слайд – игрушки со звуком А: Матрешка, юла, машина и т.д.- мелодия плавная Логопед: Первое задание мы выполнили, какое же будет второе? 2 задание. 15 слайд – Игра «Один - много» - Есть игра один предмет и много, ведь она же вам знакома, говорю один предмет, а вы – много мне в ответ. Какой один и тот же звук повторяется в ответах? Звук И З задание – «Хоть и старенький наш дед, но любит правильный ответ, хочет узнать у вас, дети, кто издает звук У на свете? 16 слайд – картинки: кукушка, петух, корова, кошка, волк, сова и т.д. – (голоса животных, птиц) 4 задание – Вышли на полянку, встали все в кружок, посмотрите, сколько разных здесь цветов. Сорвать нужно только те, на которых гласные буквы и придумать слово на эту букву. А почему вы не сорвали остальные цветы? – да, у них согласные буквы. Давайте назовем эти буквы, а какие звуки они обозначают? Т.ТЬ, П.ПЬ и т.д. Физкультминутка с цветами «Встаньте, дети, все в кружок, сделаем из цветов венок. Цветочки вверх мы поднимаем и на землю опускаем. Мы по кругу побежали, на хлопок – отыскали свой цветок. Покружились, покружились и в букетик превратились!» (вальс цветов) 5 задание - Ребята, а полянка-то волшебная, на ней есть заколдованные картинки, попробуем их расколдовать. Поднесите картинку к губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щек так, чтобы картинка открылась. Скажите, какой первый звук в названии вашей картинки? Все звуки, которые вы назвали, как называются? Правильно – согласные, а почему? Они не поются, не тянутся. Дети садятся на стульчики. Логопед: Ребята, а какие бывают согласные? Твердые и мягкие, почему они так называются? А вот и следующее задание от деда Буквоеда: 17,18,19,20,21 слайды – игра «4 - лишний» со звуками 7 задание – В сказочном дворце растет яблоня, а на ней волшебные яблоки, две девочки Таня и Тина не могут их поделить между собой, дед Буквоед предлагает им помочь. В корзинку Тане положите те яблоки, где в названии картинки есть звук Т,а Тине со звуком ТЬ. Теперь посмотрим, правильно ли вы положили яблоки в корзинки. 8 задание – Вот, что дальше пишет дед Буквоед: «Много букв вы уж узнали, а читать вам предлагали? Вот узнаю я сейчас, сможете вы эти слоги и слова прочитать?» Логопед: Прочитайте слоги на карточках и придумайте слово с этим слогом. А теперь, внимание на экран. Читаем слова. 22,23,24 слайды – слова 9 задание - а вот и последнее задание: · Прочитайте слова по первым звукам каждой картинки · Что обозначают эти схемы? · Придумайте слова по этим схемам (помощь возможна взрослых), т.к. это новый материал Логопед: Мы выполнили последнее задание, но буквы так и не появились (показ 25 слайда). Неужели обманул нас дед Буквоед? Проверю конверт. Ой, да там еще одно задание: 10 задание – Буквы появятся, если вы прочтете стихи про них, я что-то не припомню стихов про буквы, может вы, ребята, знаете? Дети читают стихи про буквы: - (звучит тихая, чуть слышная мелодия) « На старом дереве дупло, ну совсем как буква О» «Знает Вова, знает Света, А – похожа на ракету» «У, как у зайчонка ушки, эти ушки на макушке» «На калитку посмотри! Чем она не буква - И?» «Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали» «Дома букву П найдем, заглянув в дверной проем» «Т – в антенну превратилась и на крыше очутилась» Логопед: Вот и вернулись буквы (Показ 26 слайда). Видно понравились деду Буквоеду ваши ответы. Логопед – «Много с буквами хлопот, уж такой они народ. А когда с умом, толково их поставишь в четкий ряд Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят. Ты эти буквы заучи, их 3 десятка с лишним. Ведь для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам» (на экране буквы-человечки – показ27 слайда) Итог занятия: Дед Буквоед дарит вам эти книжки в знак благодарности за ваши знания и умения! Слушайте, читайте, пересказывайте, все это вам пригодится в школе!
|