Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Открытое занятие для детей подготовительной группы по обучению грамоте "Письмо от деда Буквоеда"
Развитие речи у детей
Автор: Светлана Анатольевна Жмудь   
21.03.2014 20:21

Открытое занятие для детей подготовительной группы  по обучению грамоте  Письмо от деда БуквоедаОбразовательные области:
Коммуникация -  развивать речь как средство общения, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Познание – расширять и обогащать знания детей о звуках, слогах, словах; о животных, птицах, овощах, их среде обитания и произрастания.
Социализация – воспитывать положительную мотивацию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Чтение художественной литературы – приобщать детей к словесному искусству через чтение и слушание стихотворений, отгадывание загадок.
Игровая деятельность – через словесные, дидактические игры подводить детей к начальному обучению грамоте.
Физическая культура – обеспечить максимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности.
Музыка – использовать в процессе занятия музыкальное сопровождение и шумовые эффекты, учить слушать и слышать предложенную мелодию
ЦЕЛЬ: Использование дидактических игр, игровых упражнений, ИКТ в работе по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в слогах, словах и предложениях
Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов
Упражнять в образовании существительных множественного числа
Закреплять навыки выделения заданного звука в словах
Формировать умение подбирать слова на заданный звук, слог
Учить составлять схемы слов и подбирать слова по заданной схеме
Закреплять навыки чтения слов по первым звукам картинки, чтение слогов и слов
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительное внимание
Фонематическое восприятие
Формировать правильный речевой выдох
Развивать чувство ритма
Артикуляционную и тонкую моторику
Коррекционно-воспитательные:
Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: Слайды для занятия, проектор, ноутбук, записи голосов животных и птиц, звуки леса; картинки, схемы, дидактические игры, плоскостные цветы с наклеенными буквами, конверт для  письма; дерево – на нем плоскостные яблоки с картинками; 2 корзинки, 2 куклы в разной одежде.
Ход занятия.
Дети встают в круг и приветствуют друг друга:
«Доброе утро! Улыбнись скорее и сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носики и щечки; будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее, а теперь похлопаем смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем,
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!»-
Логопед - садитесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите  на экран. ( на экране появляется сказочный дворец – 1 слайд, звучит музыка)
Логопед – В сказочном дворце жили-поживали, добра наживали, а кто поживал, отгадайте.
Загадки:
« Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной»
( 2 слайд – ежик, звуковые эффекты)
« Я по дереву стучу, червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой»
( 3 слайд – дятел, стук дятла в записи)
v «Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придет весна просыпается от сна»
4 слайд – медведь ( рычание медведя)
v «Кто на свете ходит в каменной рубахе, в каменной рубахе ходят…»
5 слайд – черепаха ( ходьба черепахи)
v «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?»

6 слайд – волк (вой волка)

v «Живет в норке, грызет корки, короткие ножки – боится кошки»

7 слайд – мышка (писк мыши)

v «Летом на болоте вы ее найдете, зеленая квакуша, кто это…»

8 слайд – лягушка ( кваканье лягушек)

Логопед: Все жители сказочного дворца хотели петь в хоре. Прочтите, как они  поют. Кого возьмут в певцы, а кого попросят еще поучиться.  ( Гласные поются, а согласные нет) -  9 слайд – все жители дворца с буквами ( звучит веселая детская музыка)

Назовите все гласные, согласные звуки, которые мы знаем. Чем звуки отличаются от букв?

Повторим все вместе правило с  показом.

Логопед: «Гласные тянуться в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не умеют шипеть  и ворчать.

А согласные согласны шелестеть, рычать, свистеть, но не хочется им петь»

Давайте посмотрим еще раз, какими же буквами обозначаются песенки жителей дворца.

10 слайд – все животные без букв. ( грустная мелодия)

Логопед: Что же произошло? Куда исчезли буквы? Ой, нигде их нет!  Но что это? Письмо, от кого же оно?

Хотите узнать?

Я знаю, у того, кто написал письмо в названии 3 звука: Первый - мягкий согласный, 2-гласный, 3-твердый согласный. Кто это? Не знаете. Может гости нам помогут?

Не беда, узнаете, если отгадаете загадку:

«Он, в сказке знакомой про Курочку Рябу, и в сказке веселой, где репку все тянут,

Несет к нему в коробе внучку медведь, он седенький в сказках, так кто он, ответь?» - Да, это дед.

11 слайд – Дед Буквоед. ( Песенка про дедешку)

Логопед: Наш дед не простой. Это дед Буквоед, он прислал это письмо, давайте прочитаем, что там написано.

Письмо: «Что буквы не можете найти? А это я – дед Буквоед их съел, но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания»

Логопед: Ну что, ребята, попробуем вернуть буквы?

1 задание – «Жил да был зверек в лесу, боялся волка и лису, шкурка серая была, а в названии звук А?»

12 слайд – заяц (звучит музыка задорная)

«Есть у зайца огород, что же у него растет? Овощи ты называй, про звук А не забывай»

13 слайд – показ овощей со звуком  А: Томат, кабачок и т.д.(песенка овощей)

«К зайцу гости приходили и игрушки подарили, а в названье шла молва у игрушек был звук А»

14 слайд – игрушки со звуком  А: Матрешка, юла, машина и т.д.- мелодия плавная

Логопед: Первое задание мы выполнили, какое же будет второе?

2 задание.

15 слайд – Игра «Один - много» - Есть игра один предмет и  много, ведь она же вам знакома, говорю один предмет, а вы – много мне в ответ. Какой один и тот же звук повторяется в ответах? Звук  И

З задание – «Хоть и старенький наш дед, но любит правильный ответ, хочет узнать у вас, дети, кто издает звук  У на свете?

16 слайд – картинки: кукушка, петух, корова, кошка, волк, сова и т.д. – (голоса животных, птиц)

4 задание – Вышли на полянку, встали все в кружок, посмотрите, сколько разных здесь цветов. Сорвать нужно только те, на которых гласные буквы и придумать слово на эту букву. А почему вы не сорвали остальные цветы? – да,  у них согласные буквы.

Давайте назовем эти буквы, а какие звуки они обозначают? Т.ТЬ, П.ПЬ и т.д.

Физкультминутка с цветами    «Встаньте, дети, все в кружок, сделаем из цветов венок.

Цветочки вверх мы поднимаем и на землю опускаем.

Мы по кругу побежали, на хлопок – отыскали свой цветок.

Покружились, покружились и в букетик превратились!» (вальс цветов)

5 задание - Ребята, а полянка-то волшебная, на ней есть заколдованные картинки, попробуем их расколдовать. Поднесите картинку к губам, положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щек так, чтобы картинка открылась.  Скажите, какой первый звук в названии вашей картинки? Все звуки, которые вы назвали, как называются? Правильно – согласные, а почему? Они не поются, не тянутся.

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Ребята, а какие бывают согласные? Твердые и мягкие, почему они так называются? А вот и следующее задание от деда Буквоеда:

17,18,19,20,21 слайды  – игра «4 - лишний» со звуками

7 задание – В сказочном дворце растет яблоня, а на ней волшебные яблоки, две девочки Таня и Тина не могут их поделить между собой, дед Буквоед предлагает им помочь. В корзинку Тане положите те яблоки, где в  названии картинки есть звук Т,а Тине  со звуком ТЬ. Теперь посмотрим,  правильно ли вы положили яблоки в корзинки.

8 задание – Вот, что дальше пишет дед Буквоед: «Много букв вы уж узнали, а читать вам предлагали?

Вот узнаю я сейчас, сможете вы эти слоги и слова прочитать?»

Логопед: Прочитайте слоги на карточках и придумайте слово с этим слогом. А теперь, внимание на экран. Читаем слова. 22,23,24 слайды – слова

9 задание - а вот и последнее задание:

· Прочитайте слова по первым звукам каждой картинки

· Что обозначают эти схемы?

· Придумайте слова по этим схемам (помощь возможна взрослых), т.к. это новый материал

Логопед: Мы выполнили  последнее задание, но буквы так и не появились (показ  25 слайда). Неужели обманул нас дед Буквоед? Проверю конверт. Ой, да там еще одно задание:

10 задание – Буквы  появятся, если вы прочтете стихи про них, я что-то не припомню стихов про буквы, может вы, ребята, знаете?

Дети читают стихи про буквы: - (звучит тихая, чуть слышная мелодия)

« На старом дереве дупло, ну совсем как буква О»              «Знает Вова, знает Света, А – похожа на ракету»

«У, как у зайчонка ушки, эти ушки на макушке»                      «На калитку посмотри! Чем она не буква -  И?»

«Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали»            «Дома букву П найдем, заглянув в дверной проем»

«Т – в антенну превратилась и на крыше очутилась»

Логопед: Вот и вернулись буквы (Показ 26  слайда).

Видно понравились деду Буквоеду ваши ответы.

Логопед –

«Много с буквами хлопот, уж такой они народ.

А когда с умом, толково их поставишь в четкий ряд

Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.

Ты эти буквы заучи, их 3 десятка с лишним.

Ведь для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам» (на экране буквы-человечки – показ27 слайда)

Итог занятия: Дед Буквоед  дарит вам эти книжки в знак благодарности за ваши знания и умения! Слушайте, читайте, пересказывайте, все это вам пригодится в школе!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год