Конспект непосредственно образовательной деятельности в логопедической группе с детьми 6-7 лет по развитию речи «Семья» Цели: Формировать понятие «Семья» уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по данной теме. Воспитательные задачи: воспитывать у детей добрые отношения ко всем членам семьи, доброжелательные отношения детей друг к другу. Развивающие задачи: учить слушать и понимать вопросы педагога, осознанно отвечать на них, формировать у детей понятие «семья», что члены семьи - близкие, родные люди; вызвать желание рассказать другим о своей семье. Образовательные задачи: формировать умение рассуждать, рассказывать о близких людях, декламировать вслух небольшие стихи.
Основная образовательная область: познание. Интегрированные образовательные области: коммуникация, культура, художественное слово, социализация, здоровье, безопасность, труд, музыка, физическая культура. Методы и приемы Методы: игровые, практические, словесные, сюрпризный момент, пальчиковая игра. Приемы: вопросы, художественное слово, одобрение, указания. Наглядные средства обучения: демонстрационный материал — картинка «Семья на прогулке». Словарная работа: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по данной теме. Предварительная работа: заучивание стишков о петушке, чтение произведений, рассматривание картинок. Структура 1. Психологический настрой. Организационный момент. 2. Дидактическая игра «Кто кем приходится?» 3. Образование притяжательных прилагательных 4. Дидактическая игра «Составь предложение» 5. Физкультминутка 6.Итог занятия Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационныймомент Вывешивается картинка «Семья на прогулке». —Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить? (О семье.) —С какой стороны относительно других находится каждый член семьи? —Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка.) —Как назовем их одним словом? (Семья.) —Сколько в этой семье человек? —Кто самый старший? —Кто самый младший? 2. Дидактическая игра «Кто кем приходится?» —Кто для дедушки и бабушки папа, мама? (Сын, дочь.) —Кто для дедушки и бабушки — мальчик, девочка? (Внук, внучка.) —Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочь.) —Кто мальчик для девочки? (Брат.) —Кто девочка для мальчика? (Сестра.) Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками, т.е. родными, и оказывают друг другу помощь. —Что делает дома мама в вашей семье? —Что делает папа? —Чем занимаются бабушка и дедушка? — Как помогаете вы взрослым? ассказы детей о своей семье. О ком можно сказать: добрый, добрая, добрые?
—Какие еще красивые слова вы можете сказать о маме, бабушке, папе, дедушке?
—Как ласково назовем маму, папу, деда, бабушку, сестру, брата
3. Образование притяжательных прилагательных
Логопед выставляет картинки: брюки, пряжа, юбка, платье очки, машина, бусы, пижама и т.д.
— Это платье сестры. Чье это платье? — Сестрино и т.д.
4. Дидактическая игра «Составь предложение»
Мама, это, моей, плащ.
Краски, я, сестры, рассыпал. Море, к, приехала, семья. На, портфель, брата, стуле.
Бабушка, интересную, нам, сказку, читает. Бабушка, выгладила, халат, мама. Сестры, смазал, лыжи, отец.
5. Физкультминутка
6. Итог занятия
I Материал для закрепления
.Знать состав семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, брат, сестра. Знать имя, отчество родителей, кем работают, и какую работу выполняют. Составить рассказ о своей семье.
1 Дидактическая игра «Кто для кого?»
Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочь.) Кто для дедушки и бабушки мальчик и девочка? (Внук, внучка.) Кто для дедушки и бабушки папа? (Сын.) Кто для дедушки и бабушки мама? (Дочь.) Кто мальчик для девочки? (Брат.) Кто девочка для мальчика? (Сестра.)
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.Например: О ком можно сказать? Добрый.. Радостный... Строгий ... Добрая... Радостная... Строгая... Добрые ... Радостные... Строгие...
2. Образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
Например: Это чья юбка? — Мамина. Это платье бабушки. — Чье это платье? — Бабушкино. ч Это брюки папы. Чьи это брюки? — и т.д
3. Образование существительных множественного числа имени тельного и родительного падежей.
Например: сестра — сестры — сестер, брат — ... , бабушка — ..., сын — ... , дочь — ... .
4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Например: папа — папочка и т.д.
Образование сравнительной степени прилагательных. Например: Мама добрее, чем ... . Папа сильнее, чем .... Брат Меньше, чем ....
|