Консультация для родителей “Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей”. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Устрицкая Юлия Степановна | |||
12.08.2015 09:46 | |||
Консультация для родителей “Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей”. Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение мелкой моторики, что воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк намного лучше, чем у других. Известно, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Пальчиковые игры помогают детскому мозгу развить взаимосвязь между левым и правым полушариями и синхронизировать их работу. Чем крепче становится мостик между полушариями, чем чаще по нему проходят нервные импульсы, чем больше их скорость и активнее процессы мышления, тем более способным и внимательным будет ваш малыш. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Малыши от года до двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончиках пальцев. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и т. д. Дети которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и следовательно мышления добиться не удастся. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, но и для развития речи и интеллекта, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.
|