Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», при помощи мнемокарточек. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Крюкова Екатерина Васильевна | |||
09.08.2015 15:54 | |||
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», при помощи мнемокарточек. Автор: Крюкова Екатерина Васильевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата. Программные задачи: Коррекционно-образовательная – учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.
Коррекционно- развивающая- развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину». Развивать мелкую моторику, используя приемы оригами. Кррекционно-воспитательная — воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы. Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов пейзаж, деревня, слов определений. Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели», беседа о видах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж. Материал к занятию: письмо прикрепленное к воздушным шарам, репродукция картины «Грачи прилетели», цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, клеенки, веточки березы, запись спокойной музыки. Ход занятия (Учитель-логопед и дети стоят на ковре и ведут беседу) Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года? - Правильно, весна. Но посмотрите на улицу: еще лежит снег, еще холодно, можно сказать зима. Д: -Это ранняя весна. Учитель-логопед: Поиграем в игру «Что лишнее?». Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему? Следите за произношением звуков. Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга). Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат). Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью). С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной). Учитель-логопед: Какие вы внимательные, молодцы. — Ой, ребята, что это там за окном? (За окном воздушные шары с прикрепленным к ним большим конвертом) Учитель-логопед: Очень интересно, кто прислал нам письмо таким необычным способом. Выйду я на улицу и принесу письмо в группу, мы его прочтем и узнаем, кто прислал нам его. (Вношу письмо, читаю) - «Здравствуйте, дорогие ребята. Спешу к вам в гости с весенними подарками. Впереди себя посылаю моих верных гонцов – грачей. До встречи. Ваша Весна». Учитель-логопед: Ребята, так от кого же это письмо? Д: — Его написала Весна. Учитель-логопед: Верно, оно от Весны. Кого послала весна впереди себя? Д: — Грачей. Учитель-логопед: Дети, а вы уже видели в нашем городе грачей? - Я еще не видела, видимо они еще в пути. Зато я сегодня принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели». Садитесь на стульчики и рассмотрите картину. (Даю детям время рассмотреть картину) Учитель-логопед: К какому жанру относится эта картина? Д:- Пейзаж. Учитель-логопед: Какие еще жанры знаете? Д: — Натюрморт, портрет. Учитель-логопед: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? Д: -Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда. Учитель-логопед: Расскажите мне о грачах, что они делают? Д: -Поправляют, ремонтируют гнезда. Учитель-логопед: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите? Д: — Грачи громко кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее. Учитель-логопед: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют — грачевник. Как можно назвать эти березки на картине? Д: — Грачевник. Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд? Д: -Здесь тихо, спокойно. Это окраина деревни, видно несколько домиков и часовню. Вдалеке виден лес.) Учитель-логопед: Ребята, встаньте в кружочек, поиграем с кубиком, какой стороной он к вам повернется, к той картинке подбираем слова-признаки, соответствующие нашей картине «Грачи прилетели». Снег – Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, подтаивший… Березы –тонкие, длинные, корявые, старые, толстая… Солнце – неяркое, ленивое, Облака (небо) – Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, хмурые, низкое, грустное, холодное… Учитель-логопед: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали. Учитель-логопед: Какие вы внимательные, молодцы. Учитель-логопед: А сейчас посмотрите, у меня на столе лежат мнемоквадраты, которые помогут вам составить рассказ. Берите по одной карточке и рассказывайте. Рассказ вы будете придумывать по цепочке — один начнет, другой продолжит. Учитель-логопед: Сейчас я думаю надо немного отдохнуть. Весна, весна красная! Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись за руки. Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью. Идут в противоположную сторону. С великой милостью: С льном высоким, Останавливаются, тянут руки вверх, встают на носочки, делают вдох. С корнем глубоким, Опускают руки, приседают, делают выдох. С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу. - Может кто-то хочет самостоятельно рассказать? (слушаем рассказы). "Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами сельский пейзаж. Это окраина деревни: видно несколько деревенских домов и часовню. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Они поправляют, ремонтируют гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной". Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились рассказы. А знаете, что я придумала? Давайте сейчас сделаем бумажных грачей, посадим на нашу веточку, может, и весна быстрее наступит. Согласны? Учитель-логопед: Перед тем как вы начнете работать нужно размять наши пальчики, сделаем из них птичек и полетаем. Молодцы. Учитель-логопед: Теперь приступаем к работе, кто сделает птичку, может выбрать веточку и посадить ее. (Дети делают птичку, помогаю при необходимости).
Учитель-логопед: Посмотрите ребята, что это у нас получилось? (Грачевник). Учитель-логопед: Грачи в народе всегда были символами весны. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко — холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды. Учитель-логопед: Ребята, а вам понравилась картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»? Учитель-логопед: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Д: -Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит. Учитель-логопед: Молодцы, мне тоже понравилось как вы занимались, какие красивые у вас получились рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз.
|