«Развитие речи дошкольников с использованием малых фольклорных форм». Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников. Задачи: 1. Развивать умение чувствовать и воспроизводить образность языка в малых фольклорных формах. 2. Продолжать закреплять навыки выразительного чтения малых фольклорных форм, передавая интонацией настроение. 3. Воспитывать интерес к русскому фольклору через загадки, колыбельные песни, потешки, небылицы. 4. Продолжать развивать речь как средство общения (диалогической и монологической форм). 5. Учить детей употреблять слова в точном соответствии со смыслом. 6. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «коммуникация», «здоровье», «познание». Субъект работы: дети старшей группы детского сада (5-6 лет). Объект работы: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста. Оборудование: русский народный костюм бабушки Матрёны, кот Василий (мягкая игрушка), люлька с ребёнком, картинки с изображением предметов быта русских крестьян, картинки с изображением грибов, ягод, трав, одежды. Расширение и активизация словаря детей: горница, коток, люлька, сундук, полати, небылица, перевертыш. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Предварительная работа: разучивание потешек про кота, колыбельных песен, чтение русских народных сказок. Логика проведения непосредственно-образовательной деятельности
Части НОД
|
Содержание
|
Вводная часть
|
Воспитатель начинает беседу словами:
«Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я сейчас рассказ начну.
Чтобы дети знать могли
о делах родной земли».
Ребята, мы пришли в гости к бабушке Матрёне.
Бабушка Матрёна: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! В избу заходите, садитесь.
/Дети садятся на стульчики/
Бабушка Матрёна: Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите?
/Дети отвечают на вопрос/
Бабушка Матрёна: Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?
/Подводит итог детским высказываниям/
Бабушка Матрёна: Здравствуйте от слова здравие – здоровье. То есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.
А ещё я вам сказала «Милости прошу!». Что эти слова означают, как вы их понимаете?
/подводится итог детским рассуждениям/
Бабушка Матрёна: Милость – от слова милый, то есть прошу вас быть милыми.
Воспитатель: Милый человек, какой?
Добрый, ласковый, заботливый, внимательный. Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает. Вот какие наши русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские – народ доброжелательный». Как вы это понимаете?
/ответы детей/
|
Основная часть
Комментирование, дискуссия.
Физкультурная пауза (стихи с движением)
|
Воспитатель: Вот такой доброжелательный народ жил в избе. А комната в избе называлась горница. Постарайтесь запомнить это слово.
/дети несколько раз повторяют слово/
Бабушка Матрёна: А знаете, ребята, кто самый главный в горнице?
Отгадайте-ка такую загадку:
В избе — изба, На избе — труба. Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. (Печь)
Воспитатель: А почему печь в избе самая главная?
/ответы детей: «В печи готовили пищу», «Зимой печь обогревала избу»/
Бабушка Матрёна: А если вы отгадаете следующие загадки, то узнаете что нужно, чтобы печь грела.
Чтоб в морозы печь топить,
Мы должны их нарубить.
И в сенях или в сарае
Их поленницей сложить. (Дрова)
Красный кот Дерево грызет, Дерево грызет, Весело живет. А воды попьет, Зашипит, умрет. Ты его рукой не тронь — Этот красный кот... (Огонь)
Воспитатель: да, печь и накормит и обогреет, а ещё она сушит и лечит. А что можно сушить на печи?
/ответы детей: «одежду», «грибы», « ягоды», «травы»/
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать из предложенных картинок нужные, и расположить их на печке.
Воспитатель: А как же печь лечит?
/дети высказывают предположения/
Воспитатель: Если дети зимой пришли с прогулки мокрые, замёрзшие, что с ними может случиться?
/ответы детей: « они заболеют», «простудятся» и т.п./
Воспитатель: Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь – всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.
Бабушка Матрёна: Ребята, а ещё на печи зимой очень любит греться…
/В руках у бабушки Матрены появляется котик/
Это кот Василий. Наш кот очень любит, когда про него рассказывают различные потешки. А вы знаете потешки про кота?
Ребёнок: Кот на печку пошел, Горшок каши нашел, На печи калачи Как огонь горячи Пряники пекутся, Коту в лапки не даются
Ребёнок: Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.
Ребёнок: Хорошо живёт коток, котик – маленький роток. Дремлет котик на печи, ждёт с ванилью калачи.
Кот Василий: Молодцы, ребята. Очень мне понравились ваши потешки.
А если кто из вас сможет назвать меня ласково, то я поиграю с вами в интересную игру.
/дети ласково называют кота: «котик», «коток», «Василёк», «Васенька»/
/кот мурлычет, улыбается/
Кот Василий: Ох, хорошо… А теперь давайте поиграем.
/динамическая пауза «В гости к кошке»/
Позвала нас в гости кошка,
|
ладони на щеках,
качаем головой
|
И пошли мы по дорожке.
|
дети шагают
|
Топ-топ,
|
|
Прыг-прыг,
|
прыгают
|
Чики-брики,
|
ладони хлопают
по коленям
|
Чики-брик.
|
кулачки стучат
по коленям
|
Видим дерево высокое,
|
поднимают руки вверх
|
Видим озеро глубокое.
|
руки вниз, волнообразные
движения кистями
|
Топ-топ,
|
шагают
|
Прыг-прыг,
|
прыгают
|
Чики-брики,
|
ладони хлопают по коленям
|
Чики-брик.
|
кулачки стучат по коленям
|
Птицы песенки поют
|
ладони перекрестно
— «птица»
|
Зёрнышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,
|
пальцы одной руки «клюют»
ладонь другой, и наоборот
|
Никому их не дают.
|
ладони перед собой,
поочерёдно
сжимаем и разжимаем кулак
|
Топ-топ,
|
дети шагают
|
Прыг-прыг,
|
прыгают
|
Чики-брики,
|
ладони хлопают по коленям
|
Чики-брик.
|
кулачки стучат по коленям
|
Это дом,
|
«крыша»
|
А в нём окошко.
|
«окно»
|
Нас встречают кот и кошка.
|
хлопают в ладоши
|
Топ-топ,
|
шагают
|
Прыг-прыг,
|
прыгают
|
Чики-брики,
|
ладони хлопают по коленям
|
Чики-брик.
|
кулачки стучат по коленям
|
Мы немножко погостим
|
руки «здороваются»
|
И обратно побежим.
|
бег на месте
|
Топ-топ,
|
шагают
|
Прыг-прыг,
|
прыгают
|
Чики-брики,
|
ладони хлопают по коленям
|
Чики-брик
|
кулачки стучат по коленям
|
|
|
Кот Василий: Молодцы ребята, хорошо играли. А мне пора на печку, бока греть. До свидания.
/кот уходит/
Бабушка Матрёна: А вам дети я предлагаю вернуться в горницу. Посмотрите вокруг. Какая мебель есть в горнице?
/ «столы, лавки, сундуки»/
Бабушка Матрёна: Есть ещё и люлька для малыша. К малышам в народе всегда относились с большой любовью, о чем говорят и пословицы русского народа:
У матери - дитя, у кошки - котя, всякому мило свое дитя,
У кого детей много; тот не забыт Богом,
Малы детушки, что часты звездочки: и светят, и радуют в тёмную ноченьку.
Взрослые создавали условия для того, чтобы дети росли здоровыми, счастливыми.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как было обустроено место, где дети спали.
/воспитатель подводит детей в уголок комнаты, где находится колыбелька/
Воспитатель: У каждого ребенка своя кроватка. И она не похожа на кроватку другого, и тем более не похожа на ту, в которой спали детки в давние времена. Ребята, скажите, как назывались кровати, в которых спали малыши.
/дети дают ответы/
Бабушка Матрёна: Кроватка для малышей называлась "колыбелька". Это слово произошло от старого русского слова "колыбать", что значит - качать. А еще она называлась "зыбка". Слово "зыбка" тоже старое и происходит от слова "зыбать", что также значит "качать". Есть и еще одно название - "люлька".
Воспитатель: матери не просто качали в кроватках деток, но и пели им песни. А как они назывались?
/дети отвечают/
Воспитатель: Правильно. Они назывались колыбельные песни, потому что пели их, когда детишек укладывали спать.
Бабушка Матрёна: А в нашей люльке малютка Ванечка.
/показывает куклу/
Бабушка Матрёна: Устал наш Ваня. Слушал, как мы загадки отгадывали, потешки рассказывали, с котом играли. Давайте уложим его спать, укачаем дитя, и споём ему колыбельную песню.
Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай… Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди.
***
Баю-баюшки-баю Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди.
Воспитатель: А вам, ребята, какие песни поют мамы и бабушки?
/ребята отвечают/
Бабушка Матрёна: Ну вот, наш малыш и уснул. А мы давайте тихонько поговорим о том, где спали люди в избах. Как вы думаете?
/ «на кроватях»/
Бабушка Матрёна: А вот и нет, люди спали на печи, на лавках, на сундуках. А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Столы были большие, потому что и семьи не малые. Ребята любили собираться за столом и слушать сказки, которые рассказывала им бабушка. А какие русские народные сказки вы знаете?
/ответы детей/
Воспитатель: А ещё, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говориться о том, чего на самом деле не бывает. В них все как будто перевернуто, и поэтому всем смешно. Послушайте:
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
/вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто»/
Воспитатель:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
Воспитатель: Что я сейчас прочитала?
/дети: «небылицу», разбирают её/
Воспитатель:
А вы знаете какие-нибудь небылицы?
/чтение детьми знакомых небылиц/
Воспитатель: Ну, что ж, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше. Давайте попрощаемся с бабушкой Матреной. И пройдем к себе в группу.
Дети: До свидания, бабушка Матрёна, до новых встреч.
|
Заключительная часть
|
В группе.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и вернулись к себе в группу. Понравилось вам ходить в гости? А что особенно понравилось?
/ответы детей/
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше с вами приключение. Вы все сегодня молодцы. Как много вы знаете потешек, умеете петь колыбельные песни, отгадывать загадки. И я думаю новые знания, приобретённые сегодня вам пригодятся.
|
|