Программа коррекционной работы с детьми раннего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения в условиях МКДОУ детский сад общеразвивающего вида. Пояснительная записка. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременности и эффективности, принятых мер, интегрированного образования, тесного сотрудничества и партнерства педагогов и родителей довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие. Программа разработана в силу особой необходимости своевременного решения проблемы диагностики и коррекции речи как можно в более ранние сроки, не дожидаясь 5-летнего возраста ребенка. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов по коррекции речи, задачи, а также план действий и реализацию их на протяжении 2 лет. Программа способна создать новые условия для воспитания и обучения здоровой личности, а также адаптации ребенка в обществе. Цель:
1. Создание модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и педагогической поддержки ребенка; 2. Создание условий для организации воспитательной среды, способствующей созданию у детей младшего дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития; 3. Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста 4. Устранение недостатков в сфере произношения и развитие восприятия звуков у детей младшего дошкольного возраста Задачи: - Формирование основных показателей психологической базы речи: зрительного и слухового восприятий, памяти внимания в играх и в специальных упражнениях; - Формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторик, речевого дыхания, силы голоса, ритмики мелодической стороны речи; - Устранение дефектного произношения; - Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью; - Формирование навыков связной речи, развитие активного словаря. Объекты программы 1. Дети младшего дошкольного возраста. 2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение. 3. Педагогический коллектив образовательного учреждения. Срок реализации. 1-2 года в зависимости от структуры речевого дефекта, степени тяжести, индивидуальных особенностей детей. Способы проверки. Контроль над самостоятельной речью детей в разных видах деятельности, с занесением результатов в журнал "Диагностика развития речи". Отражение результатов заключительной диагностики для детей раннего возраста в журнале по развитию речи. Основные принципы программы 1. Принцип развивающего образования; 2. Принцип единства воспитания и обучения; 3. Принцип комплексно-тематического планирования, для обеспечения интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, адекватности возрасту форм работы с детьми, решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 4. Принцип уважения прав личности; 5. Принцип компетентностного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях); 6. Партнерство с родителями как полноценными участниками образовательного процесса; 7. Приоритет активных методов обучения; 8.Создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника. Ожидаемый результат. 1. Достижение за счет профилактики оптимального уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста, к которой в период последующего обучения предъявляют очень высокие требования. 2. Воспитанник - с развитыми артикуляционной и мелкой моторикой, со сформированной просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция), способный ориентироваться в пространстве, с адекватной самооценкой, уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности. 3. Осознание родителями значения проводимой профилактической работы по развитию речи и неречевых психических функций в жизни ребенка. 4. Формирование речи как средства общения на фоне игровой деятельности детей. 5. Создание полноценной окружающей ребенка речевой среды, то есть родители и воспитатели должны говорить правильно, внятно. 6. Продуманная и налаженная сеть интегрированных связей, качественная комплексная диагностика и оптимальный выбор методов и приемов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность положительных результатов в развитии речи. 7. Уменьшение количества детей, имеющих те или иные нарушения речи.
|