Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании,как общая основа воспитания и обучения детей. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей,я пришла к выводу,что помочь может театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения:учить играя. Известно,что дети любят играть,их не нужно заставлять это делать.Играя,мы общаемся с детьми на их территории.Вступая в мир детства игры,мы многому можем научиться сами и научить наших детей.И мысль,высказана немецким психологом Карлом Гросс,которая до сих пор пользуется популярностью:"Мы играем не потому,что мы дети,но само детство нам дано для того,чтобы мы играли",до сих пор не потеряла своей актуальности.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу,я пришла к выводу,что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,совершенствует артикуляционный аппарат.Ребенок осваивает богатство родного языка,его выразительные средства и интонации,соответствующие характеру героев и их поступков,старается говорить четко,чтобы все его поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая,эмоционально насыщенная речь.Дети лучше усваивают содержание произведения,логику и последовательность событий,их развитие и причинную обусловленность.Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения(мимика,жест,поза,интонация,модуляция голоса). В работе для повышения уровня речи детей,я решила использовать театрализованную деятельность. Практическая работа осуществляется по трем направлениям:"развивающая среда","дети","взрослые". Первое направление-формирование развивающей среды: создание театрализованного уголка в группе: - настольный театр; театр резиновой игрушки;театр мягкой игрушки;пальчиковый театр;театр варежка. Второе направление это работа с детьми:творческая деятельность детей как совместная с воспитателем,так и самостоятельная.При работе с детьми используются следующие методы:сочинение сказок;модификация сказок;сопровождение движений кукол песенкой;интерес и желание танцевать. Третье направление-"Взрослые":работа с родителями и специалистами ДОУ.Она включает в себя: совместное посещение театров семьями; создание выставок игрушек сделанных своими руками; выступление кукольного театра. Специфическими приемами в процессе развития коммуникативных навыков являются: 1. Показ и рассматривание предмета. То,что показывает и называет взрослый,приобретает для ребенка особый интерес,вызывает радостные эмоции,которые он переносит на взрослого,тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком,построить положительные взаимоотношения. 2. Выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом,ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность,что способствует развитие игры детей и как следствие развитию взаимоотношений детей. 3. Просьба, поручения. Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку с окружающем,учит правильно обращаться к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу,что прежде всего,необходимо к общению детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности. 4. Вопросы-ответы. Данный прием используется для активизации речи детей:побуждает детей к усвоению правил диалогической речи,а также позволяет развивать у детей умения вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника. 5. Общение через игрушку. Создает непринужденную обстановку в группе,способствует снятию страхов неизвестности,несоответствие требованиям взрослого,вызывает повышение познавательного интереса детей. Для развития театральной деятельности в группе созданы следующие условия: - имеются различные виды театров:кукольный,пальчиковый,игрушек,настольный,перчаточный; - костюмы и маски для игр - драматизаций; - ширма; - набор декораций; Используя свои знания и опыт,пришла к выводу,что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно использовать богатейший материал словестного творчества народа.</p>
|