Образовательная область: коммуникация. Интеграция образовательных областей: «здоровье», «социализация». Название НОД: развитие речи. Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев». Коррекционно – образовательные задачи: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества; закреплять умения связно, последовательно, выразительно передавать содержание сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства (интонация, мимика, жесты), учить замечать несоответствие тексту в пересказах друг другу, правильно оценивать ситуацию. Коррекционно – развивающие задачи: развивать зрительную и слуховую память, внимание; координацию и двигательную активность; выразительность речи, коммуникативные навыки. Коррекционно – воспитателные задачи: воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, уверенность в себе, умение устанавливать партнёрские взаимоотношения во время коллективного пересказа.
Словарь: слова, обозначающие эмоциональные состояния – ласковая, испуганная, жадная, злая, удивлённая, встревоженная, указ, зябнут, фотовыставка, Терентьюшко. Демонстрационный материал: изображение лисиц в разных эмоциональных состояниях, мольберт, шаль для сказочницы, шапочки лисы и тетерева, кукла бибабо лиса, макет дерева. Предварительная работа: чтение русских народных сказок с участием лисы, рассматривание иллюстраций тетерева, чтение рассказа Г. Скребицкого «Тетерюк». Ход НОД. 1. Организационный момент. - У меня для вас, ребята, сюрприз, сегодня на занятие у нас будет гость. А кто это, попробуйте, отгадайте. Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. - Почему вы решили, что это лиса? ( Ответы детей) - Давайте посмотрим, так ли это. (Убираем ширму, на подставке кукла бибабо лисы, на шее у неё фотоаппарат) 2. Вступительная беседа. - Здравствуй, Лисичка, мы рады тебя видеть. С чем к нам пожаловала? - Здравствуйте, ребята. Я очень люблю фотографировать своих подруг и хочу вас пригласить на свою фотовыставку. (Дети подходят к мольберту, на мольберте изображение лисиц в разных эмоциональных состояниях). - Кто здесь изображён? -Какое настроение у лисы на этой фотографии? Как вы думаете, чего или кого она так испугалась? Что задумала эта лиса? Как вы думаете, а почему так разозлилась эта лиса? За что лисе стыдно? - А в каких сказках присутствует персонаж лисы? - Как в сказках ласково называют лису? ( лисичка, лисушка, лисонька, лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна) 3. Чтение сказки «Лиса и тетерев». Видишь, Лисичка, как много о тебе знают ребята. А сегодня хочу прочитать вам ещё одну сказку, которая называется «Лиса и тетерев». Ты его в лесу встречала, а мы с ребятами про эту птицу много читали. Садись, послушай вместе с нами. 4.Чтение произведения. 5. Беседа по содержанию сказки. - Где лиса увидела тетерева? - Что лиса сказала когда увидела тетерева? -Зачем лиса выдумала этот указ? - Почему она так ласково к нему обратилась? - Как Лиса решила перехитрить Тетерева? - Как вы думаете, Тетерев догадался, что Лиса хочет его обмануть? - Что он ответил Лисе? - Как вы думаете, кого имел ввиду тетерев? Кто мог идти по лесу? Что мог нести на плече? Кого вести за собой? - Что ответила лиса? - Почему лиса не стала больше ждать пока тетерев спустится с дерева, а убежала домой? - Кто в этой сказке кого перехитрил? 6. Физминутка. Давайте мы с вами превратимся в лисичек. Раз, два, повернись и в лисичек превратись. У лисицы острый нос У неё пушистый хвост Шуба рыжая лисы Несказанной красоты Я охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу – подкрадусь! И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу. (Повторить 2 раза) 7. Повторное чтение сказки и пересказ её детьми. Сейчас я ещё раз прочту вам сказку «Лиса и Тетерев». А вы слушайте внимательно, запоминайте и попробуете рассказать её сами. 8. Драматизация сказки. Чтобы Лисичке было интересно вас слушать, давайте мы ей не только расскажем, но и покажем. - Кто хочет быть Лисичкой? Кто Тетеревом? Кто сказочницей? - Как ты будешь разговаривать с тетеревом в начале сказки? ( ласково, вкрадчиво) - А как в конце сказки (торопливо испуганно) - А как отвечал лисе тетерев? (спокойно, уверенно) (Дважды пересказать сказку. Оценивая рассказы, обратить внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонации). 9. Итог НОД. - Понравилось тебе. Лисичка, у нас в гостях? - Очень понравилось. Послушала вас – как в театре побывала и решила: не буду фотографом, а буду артисткой. А свои фотографии вам оставлю. Чтобы меня не забывали Бродич Татьяна Николаевна. Воспитатель логопедической группы МБДОУ №24 «Космос»
|