Отдел образования исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ Тема: «Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)». МБДОУ №4 «Красная шапочка» пгт. Джалиль Воспитатель: 1 кв. категории Егина Зоя Витальевна Особое место в подготовке ребенка к обучению в школе имеет развитие связной речи. В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже взрослые обращают внимание на развитие речи, на общение с ребенком. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно освоить речь.
Скачать конспект
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения детей со взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отражаться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель обучению связной речи в подготовке ребенка к школе. В своей работе я выделила несколько направлений. Подбор наиболее эффективных методов и приемов, способствующих средств, интерес, мотивация к речевой деятельности у воспитанников. Ознакомление детей с художественной литературой, развитию речи детей на занятиях с использованием сюжетных картинок, использование фольклора. Рассматривание сюжетных картин в повседневной жизни. Чтение рассказов и басней в свободное время. Разучивание пальчиковых игр. Работа с родителями. Настоящий опыт накапливался в течение двух лет. В процессе работы были изучены следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта: Е.И.Тихеева «Развитие речи детей», О.Ушакова «Методические советы к программе Детство», О.Ушакова «Развитие речи дошкольника», статьи журнала «Дошкольное воспитание», В.Гербова «Развивайте речь дошкольника», М.М.Алексеева и Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку». Работу над речью веду в несколько этапов. Проводила диагностику на уровне развития познавательных процессов, определила словарный запас ребенка. На своих занятиях использовала игровые технологии, учитывая возрастные особенности воспитанников. Мною был разработан конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «На катке» и была раскрыта «Технология продуктивного чтения». Была написана консультация для воспитателей на тему: «Технология продуктивного чтения». На занятиях по составлению рассказов по картинкам и сериям сюжетных картинок нужно соблюдать следующие правила: - Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия; - Включать в занятия по данным видам рассказывания, игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи; -После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор; -Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование; -Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребенка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности; -Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим; -Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей; -Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер; -Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой; -По возможности завершать занятие игрой развивающего характера. Речь детей развиваем как на занятиях, так и в повседневной жизни. Проведение и разучивание пальчиковых игр, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественной литературы. Дети активно принимают участие в играх-инсценировках, в театрализованных выступлениях, в кукольных театрах. Используются театр кукол, настольный театр. С помощью родителей были дополнены атрибутами (шапки, маски), театр варежек, настольный театр и ширму для театрализованной деятельности. Большое внимание уделялось взаимосвязи с родителями. Для этого проводила беседы с родителями о значении общения с ребенком. Для родителей оформила папки-передвижки «Психологическая готовность ребенка к школе», рекомендации « Как заучивать наизусть стихотворение с детьми». Оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры» в развитии речи детей. «Игротека». Провела анкетирование с родителями с целью выявления общения родителей с детьми дома. Из анализа результатов выяснилось, что родители мало уделяют внимания на общение с ребенком, дети предоставлены сами себе. Таким образом, в познавательной совместной деятельности, при тесной взаимосвязи с родителями поэтапной целенаправленной систематической и системной работы, мы можем добиться высокого уровня развития связной речи дошкольника. В дальнейшем планирую продолжить работу по обучению связной речи детей.
Игротека в кругу семьи
«Только веселые слова» Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зеленые слова (например, огурец, елка, карандаш и т.д.), только круглые и т.д.
«Подбери слово» Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый). «Кто что умеет делать?». Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как модно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (Мурлыкать, выгибать спину, прыгать, спать, играть, царапаться и т.д.)
«Волшебная цепочка». Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т.д. Что может получиться? Мед – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москава – Красная площадь и т.д.
|