Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)
Развитие речи у детей
Автор: Зоя Егина   
16.09.2014 18:00

Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)Отдел образования исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ
Тема: «Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)».
МБДОУ №4 «Красная шапочка» пгт. Джалиль Воспитатель: 1 кв. категории Егина Зоя Витальевна
Особое место в подготовке ребенка к обучению в школе имеет развитие связной речи. В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже взрослые обращают внимание на развитие речи, на общение с ребенком. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно освоить речь.

Скачать конспект

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения детей со взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отражаться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель обучению связной речи в подготовке ребенка к школе. В своей работе я выделила несколько направлений. Подбор наиболее эффективных методов и приемов, способствующих средств, интерес, мотивация к речевой деятельности у воспитанников. Ознакомление детей с художественной литературой, развитию речи детей на занятиях с использованием сюжетных картинок, использование фольклора. Рассматривание сюжетных картин в повседневной жизни. Чтение рассказов и басней в свободное время. Разучивание пальчиковых игр. Работа с родителями. Настоящий опыт накапливался в течение двух лет. В процессе работы были изучены следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:
Е.И.Тихеева «Развитие речи детей», О.Ушакова «Методические советы к программе Детство», О.Ушакова «Развитие речи дошкольника», статьи журнала «Дошкольное воспитание», В.Гербова «Развивайте речь дошкольника», М.М.Алексеева и Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку».
Работу над речью веду в несколько этапов. Проводила диагностику на уровне развития познавательных процессов, определила словарный запас ребенка. На своих занятиях использовала игровые технологии, учитывая возрастные особенности воспитанников. Мною был разработан конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «На катке» и была раскрыта «Технология продуктивного чтения». Была написана консультация для воспитателей на тему: «Технология продуктивного чтения». На занятиях по составлению рассказов по картинкам и сериям сюжетных картинок нужно соблюдать следующие правила:
- Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- Включать в занятия по данным видам рассказывания, игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
-После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
-Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют  данное требование;
-Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребенка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
-Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
-Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
-Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
-Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
-По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Речь детей развиваем как на занятиях, так и в повседневной жизни. Проведение и разучивание пальчиковых игр, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественной литературы. Дети активно принимают участие в играх-инсценировках, в театрализованных выступлениях, в кукольных театрах. Используются театр кукол, настольный театр. С помощью родителей были дополнены атрибутами (шапки, маски), театр варежек, настольный театр и ширму для театрализованной деятельности. Большое внимание уделялось взаимосвязи с родителями.  Для этого проводила беседы с родителями о значении общения с ребенком. Для родителей оформила папки-передвижки «Психологическая готовность ребенка к школе», рекомендации « Как заучивать наизусть стихотворение с детьми». Оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры» в развитии речи детей. «Игротека». Провела анкетирование с родителями с целью выявления общения родителей с детьми дома. Из анализа результатов выяснилось, что родители мало уделяют внимания на общение с ребенком, дети предоставлены сами себе. Таким образом, в познавательной совместной деятельности, при тесной взаимосвязи с родителями поэтапной целенаправленной систематической и системной работы, мы можем добиться высокого уровня развития связной речи дошкольника. В дальнейшем планирую продолжить работу по обучению связной речи детей.

Игротека в кругу семьи

«Только веселые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (например, огурец, елка, карандаш и т.д.), только круглые и т.д.


«Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать?».
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как модно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (Мурлыкать, выгибать спину, прыгать, спать, играть, царапаться и т.д.)


«Волшебная цепочка».
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т.д. Что может получиться?
Мед – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москава – Красная площадь и т.д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год