Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
Развитие речи у детей
Автор: Ольга Салдина   
07.09.2014 21:09

«Развитие фонематического восприятия у младших школьников»«Развитие фонематического восприятия у младших школьников»
Автор статьи:  Салдина О.В., МАДОУ ЦРР Д/с№113 г.Тюмени
Содержание:
1.    Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе с.3
2.    Виды и типы фонетических ошибок у младших школьников с ТНР.     с.5
3.    Работа по развитию фонематического восприятия на уроках русского языка.  с.7
1.    Фонематический слух и особенности его развития в начальной школе
В самый ранний период своего детства ребенок в состоянии произнести великое множество различных звуков; и таких, которые встречаются в любом из европейских языков, и в языках Африки, Австралии, Японии и Китая. Но, слушая преимущественно речь своих родителей, домашних, близких, ребенок совершает во множестве сначала подражательные, потом произвольные движения, связанные с напряжением различных мельчайших мышц, участвующих в образовании и распознавании звуков родного языка, запоминает и тренирует механизм звукопроизнесения и слухоразличения. А при обучении чтению к речевым двигательным и слуховым анализаторам подключается и зрение. Все это вместе взятое ведет к развитию фонематического слуха, т.е. «особой способности, от которой зависит развитие речи ребенка, усвоение им родного языка» [1].

Скачать конспект

Иванова С.Ф. трактует фонематический слух так: «Способность различать и воспринимать все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка» [4]. Освоение языка очень сложный и длительный процесс,  в ходе которого ребенок делает множество ошибок. Наблюдения показывают, что фонетика — один из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке.
Фонематический слух развивается и совершенствуется при активности, тренировке речевых кинестезий (движений), которые, как показали исследования Н. И. Жинкина, «поступают не только от органов речи, но и от множества мышц, не выполняющих собственно речевых движений» [2]:
•    Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции [6;8].
•    Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической) [8].
•    Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением [6].
•    Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза [9].
•    Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [5].
•    Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте [5; 7].

2.    Виды и типы фонетических ошибок у младших школьников с ТНР.
Кулюкина Т.В. и Шестакова Н.А. в своей статье «Фонетической ошибке нет!» выделяются следующие типы фонетических ошибок:
•    Смешение понятий «буква» и «звук»;
•    Неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;
•    Неправильное определение ударного слога;
•    Неверное деление слова на слоги [6].
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха также описаны в работах Левиной Р.Е. [7], Семенковой Т.В. [8], Жовницкая О.Н. [3].
o    Смешение звуков:
a.    звонких согласных с глухими (“блакала” – плакала, “крафин” – графин, “нака” – нога, “том” – дом, “ картовель ” – картофель;
b.    свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели, “ждорово” – здорово, “ жолотистый ” – золотистый;
c.    твердых согласных с мягкими (“потерала” – потеряла, “ягоди” – ягоды, “синая” – синяя);
d.    сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно);
e.    аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы , “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка)
o    Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа);
o    Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул).
o    Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети  учат (учатся)   в  школе”,  “ дожке ” – дорожке,“ тишинына ” – тишина)
o    Двойная замена (звонких - глухими, шипящих - свистящими) “зляпка” – шляпка;
o    Расщепление звуков: нарушения типа “абискво” – яблоко, замена сложных простыми (“патица” – прячется);
o    Замена звука [з] на [д]: “данка” – занка;
o    Замена звука [с] на [т]: “табака” – собака.
o    замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»);
o    замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»);
o    обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди — «луди»);
o    раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбам — «с толбом»)
o    недописывание  слов  (мышка-«мышк»);
o    замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»);
o    обозначение мягкости при помощи ь (васильки — «василки», большие — «болшие»);
Ошибки при чтении, обусловленные несформированностью фонематического восприятия:
    Пропуск букв, слогов, предлогов;
    Замена и перестановка букв, слогов;
    «Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
    Недочитывание окончаний слов;
    Искажение слов;
    Добавление лишних букв, слогов и даже слов;
    «Угадывание» слов.

8.    Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения. http://festival.1september.ru

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год