Выступление на координационном совете с докладом: «Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию» (воспитатель МДОУ №21 г. Липецка Скрыпаль Л.В.)
С целью формирования у дошкольников навыка, не только грамотно, но и образно излагать свои мысли, проявлять элементы творчества при пересказе знакомых сказок предлагаю следующую технологию формирования у дошкольников 3-5 лет навыка пересказывать сказки. Практика показала, что лучших показателей развития связной речи детей младшего и среднего дошкольного возраста можно добиться, глубоко работая только над одной сказкой в месяц и выстраивая педагогический процесс следующим образом:
I этап (первая неделя месяца): 1. Чтение традиционного текста сказки 2. Рассматривание и изготовление игрушек для различных видов театра по сказке 3. Рассматривание иллюстраций к сказке, потешкам 4. Заучивание песенок-потешек, загадок, присказок, чистоговорок, созвучных с текстом сказки (например к сказке «Кот, петух и лиса» : «Важный пёстрый петушок», «Тише, тише, Петушок!», «Лиса по лесу ходила», «Идет лиса по мосту»; присказки: «Жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили», «Жил-был Петя петушок непослушный гребешок …») 5. Игры на запоминание сказочных образов, образов сравнений (например: Лиса – небывалая краса, Лиса плутовка, обманывает ловко, Петушок – очень звонки голосок, Кот-коток на гусельках игрок; нос черный, как уголек, как смола, как агат; глаза как дольки луны, как лодочки) II этап (вторая неделя месяца): 1. Рассказывание воспитателем сказки с добавлением в традиционный текст фольклорных «украшений» - песенок-потешек, загадок, присказок, др. малых фольклорных форм, созвучных с текстом сказки ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕКСТ СКАЗКИ В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт и кота ждет… ТЕКСТ СКАЗКИ С ДОБАВЛЕНИЕМ ДРУГИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В лесу в маленькой избушке жили –были, не тужили, пока друг с дружкою дружили Кот-коток на гусельках игрок да Петушок – очень звонки голосок. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдёт кот на охоту, а петушок всё в избушке приберёт, пол чисто подметёт, вскочит на жёрдочку, песни поёт Важный пёстрый петушок Гордо носит гребешок. На заре всегда встаёт, На работу всех зовёт. Петя песни поет и кота ждет…
2. Рассказывание воспитателем традиционного текста сказки с активизацией в детской речи малых фольклорных форм (рассказывая сказку, воспитатель предлагает детям самостоятельно рассказать подходящую потешку или вспомнить сказочный образ и т.д.) Достичь успеха в этой работе опять помогают модели 3. Игры в различные виды настольного театра по сказке с активным использованием малых фольклорных форм 4. Настольная игра «Придумай и расскажи», игры-драматизации на формирование диалогической речи. 5. Дидактические игры на развитие воображения, накопление и активизацию глагольного словаря, словаря определений: «Сравнилка-говорилка» (круглый, как: мяч, солнышко, шарик, бусинка, вишенка; белый, как – снег, облако, перышко, иней); «Покажи и расскажи» (кот устал и еле волочит лапы, лиса услышала собак и умчалась прочь) III этап (третья неделя месяца): 1. Рассказывание воспитателем сказки с внесением небольших изменений в концовку или объединение двух –трех сказок в одну. 2. Дидактическая игра «Чудесные пазлы» - обучение составлению описательных рассказов о героях сказки . Этот игровой прием позволяет детям самостоятельно составить полный и логически выстроенный рассказ. А наработанные ранее образы, образы сравнения, потешки, стихотворения, делают рассказы детей разнообразными и очень выразительными. 3. Настольная игра «Придумай и расскажи», игры-драматизации на формирование диалогической речи. 4. Дидактическая игра «По сказочной дорожке…» - обучение детей рассказывать сказку при помощи метода моделирования IV этап (четвертая неделя месяца): 1. Дидактическая игра «Волшебная ниточка» - обучение детей составлять рассказ с элементами творчества по иллюстрации к сказке Финалом такой работы является проведение театрализованного развлечения. Как правило, оно строится на основе придуманной детьми сказки.
|