Изучение особенностей произвольной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Степанова Валентина Владимировна | |||
21.10.2021 18:06 | |||
Изучение особенностей произвольной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями речи Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста при имеющихся нарушениях речи. В статье поэтапно будут рассмотрены актуальность темы, вклад отечественных ученых в разработку наиболее острых вопросов. Также мы детально остановимся на развитии произвольной памяти детей в процессе онтогенеза в норме и при речевой патологии у детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, в статье кратко и лаконично будут описаны формирующие методики для повышения уровня развития произвольной памяти. Целевое назначение статьи заключается в подборе рекомендаций для педагогов, по формированию произвольной памяти у детей с нарушениями речи. Ключевые слова Произвольная память, речевое развитие, генезис памяти. Статья Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте является одной из задач ФГОС дошкольного образования. В процессе решения этой задачи педагоги дошкольных образовательных учреждений нередко сталкиваются с особенностями развития детей, являющиеся препятствиями. Одной из причин, препятствующих развитию произвольной памяти является речевая патология, которая осложняет процесс запоминания и в совокупности затрудняет мнемическую деятельность.
Между тем, актуальность проблемы стоит в сфере современного дошкольного образования довольно остро, поскольку дети вынуждены испытывать на себе веяние информационной эпохи. В сравнении даже с последними десятилетиями XX века, общение в семьях, как и общение с детьми становится в наши дни более скудным. Информация неуклонно вытесняет живое общение даже между близкими людьми, в результате чего, дети начинают осваивать вербальные функции позже, и довольно часто сталкиваются с затруднениями. В то же время, в условиях информационного «бума» роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — всё это связано с работой памяти. Поэтапное, целенаправленное приобщение ребенка к семейному быту и формирование знаний, умений и навыков, обусловленных программой дошкольного образования, требует от участников воспитательного-образовательного процесса определенного уровня сформированности произвольной памяти. В контексте, произвольная память, основана на понимании и осмыслении определенного рода и заданного объема информации. Обязательным условием формирования произвольной памяти является то, что она всегда предполагает воспроизведение усвоенных знаний, умений и навыков. Нужно понимать, что дети с отклонениями в развитии речи имеют и некоторые особенности формирования памяти. А именно, они отличаются высоким уровнем развития моторной памяти и в меньшей мере слуховой памятью. Как правило, мы можем наблюдать низкую продуктивность памяти, которая выражается в долговременной функции. При этом слуховая, кратковременная память формируется медленно и монотонно, что обусловлено нарастанием количества воспроизводимых единиц. В то же время, смысловое и логическое запоминание у детей с патологиями речи остается относительно сохранным. В процессе своего развития ребенок постоянно накапливает опыт чувственного и рационального восприятия окружающей среды. Многочисленные исследования в данной области знания проводятся уже более 100 лет, и принадлежат таким отечественным ученым как Б.Г. Ананьев, Н.В. Дубровинская, 1977; Т.М. Марютина, И.В. Блинникова, В.Д. Щадриков, С.Б. Цветовский и другие. Особое внимание формированию произвольной памяти и возникающим в данном процессе патологиям уделял Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин. В частности, учеными было установлено, что память в свою очередь обуславливает мыслительные функции. Основной характеристикой мышления в дошкольном возрасте является то, что оно всегда обращено к воспоминаниям, к пережитому опыту. Однако, этот опыт хранится посредством непроизвольной памяти, в то время как нас интересует произвольное запоминание. Очевидно, что речевые нарушения провоцируют у ребенка ограничение возможностей участия в образовательном процессе, что в свою очередь мешает ему развивать произвольную память через полноценное общение, участие в играх и процессе познания. В старшем дошкольном возрасте новообразованием является процесс воспроизведения, что тоже требует использования произвольной памяти. Возраст 5-6 лет обусловлен переходом памяти в доминирующую функцию. В этом возрасте ребенок может запоминать большой объем самой разнообразной информации. Происходит расширение кругозора ребенка, что в свою очередь обогащает память ребенка в количественном отношении. Качественно, все вышеперечисленные изменения суммарно определяют дальнейшее развитие памяти ребенка. Постепенно память приобретает черты произвольности. Ребенок научается ее сознательно регулировать и использовать опосредованно. В ряде работ Л.С. Выготского такая память имеет название «мыслящей» — иными словами, ребенок запоминает информацию, которую считает нужной для себя. Развитие произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии принято начинать с выделениями ими специальных мнемических задач на запоминание и припоминание. Необходимость вспомнить приводят детей к выделению цели запомнить, к осознанию ими необходимости запомнить. Выделению, осознанию детьми мнемических целей способствуют специальные игры и занятия, проводимые с детьми. Возможности памяти детей наиболее полно раскрываются в процессе их целенаправленного обучения, в процессе активного формирования у них способов логического запоминания. Для развития произвольной памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо:
Работа по развитию произвольной памяти у дошкольников должна проводиться в различных видах деятельности: на логопедических занятиях (фронтальных и индивидуальных) логопедом; в процессе игровой деятельности, на прогулке, на занятиях, проводимых воспитателем группы. Подготовка ребёнка к целенаправленному процессу развития произвольной памяти решается через специальные упражнения и игры, проводимых как с целой группой, так и индивидуально. Важным условием выбора заданий и упражнений является реализация принципа комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением доминирующих объектов воздействия. Поэтому каждое задание определяется в соответствии с доминирующей психической функцией. Таким образом, используя задания и упражнения коррекционного характера, мы можем влиять на развитие опосредованной (произвольной) памяти. Предложенный ряд рекомендаций для педагогов и психологов является обобщенным вариантом необходимых условий работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые позволят целенаправленно развивать произвольную кратковременную или долговременную память. Через запоминание речи, слуховое и зрительное восприятие и повышение объема памяти происходит развитие мнемических функций ребенка старшего дошкольного возраста. ЛИТЕРАТУРА
|