СТАТЬЯ: «РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «МОЙ МИР – МИР МУЛЬТСТУДИИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ханина Любовь Сергеевна, Ткаченко Ирина Васильевна | |||
21.04.2021 13:00 | |||
СТАТЬЯ: «РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «МОЙ МИР – МИР МУЛЬТСТУДИИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Выполнили: Ханина Любовь Сергеевна, Ткаченко Ирина Васильевна Место работы: МКДОУ д.с. №428 «Золотой Петушок» г. Новосибирск. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Связная речь детей старшего дошкольного возраста является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Однако в настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. Большую роль в развитии ребенка-дошкольника играют мультфильмы.
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей во всех пяти областях. Это возможно через освоение ИКТ, цифровых и медийных технологий, организации продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества. В своей работе мы используем образовательный модуль мультстудия «Мой Мир». Авторы Н. С. Муродходжаева и И. В.Амочаева предлагают программу исследовательского обучения дошкольников на базе «Мультстудии «Я творю мир». Программа направлена на развитие познавательной активности, коммуникативных умений, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, детей с наклонностями в области технического творчества и рассчитана для детей 4- 7 лет. Ключевой идеей образовательного модуля «Мультстудия «Мой мир» выступает создание авторского мультфильма, который ребенок может создать сам, может стать современным мультимедийным средством обобщения и презентации материалов детского исследования, научно-технического и художественного творчества. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств. С особой силой воздействует на развитие воображение. Вопросы, поставленные детям при подготовке к съемке мультфильма, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок, выясняется тембральный окрас голосовых вокализаций героев, чтение сказок и стихотворений, беседы по прочитанным произведениям. Заученные во время подготовки к съемке мультфильма литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации. Таким образом, предполагается, что применение мультипликации повысит эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста. Развивающие возможности дидактической мультипликации настолько широки, что охватывают не только образовательные области речевого направления. Авторская детская мультипликация является универсальным средством обучения, развития и воспитания детей. В рамках работы по создания мультфильмов в единстве представлены труд, игра и искусство, ещё недостаточно отдифференцированные друг от друга в старшем дошкольном возрасте. Это соответствует целостному характеру мировосприятия ребёнка, в сознании которого мир не разделён на предметные области. Таким образом, переоценить развивающий, коррекционный потенциал дидактической мультипликации невозможно. Литература: 1. Муродходжаева, Пунчик, Амочаева: Образовательный модуль «Мультстудия “Я ТВОРЮ МИР”. Учебно-методическое пособие. Издательство: «Бином. Лаборатория знаний» 2020 год.
|