Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Хрипушина Надежда Михайловна | |||
23.04.2021 17:31 | |||
Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста. Хрипушина Надежда Михайловна, воспитатель, логопед, МБДОУ детский сад «Солнышко», с. Новогремяченское, Хохольский район, Воронежская область. Развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение для развития речи дошкольников. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.
На кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Таким образом, мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. На развитие мелкой моторики рук хорошо влияет пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развивать мелкую моторику рук стоит постепенно с помощью игр, заданий и упражнений. Пример пальчиковых игр: «Пальчики помощники» Пальчик – мальчик, где ты был? (Поочередно «кланяется» другими пальчиками).
С этим братцем щи варил, С этим братцем – кашу ел, С этим братцем – песни пел! (Дети сжимают и разжимают пальцы). Пальчик – мальчик, где бывал? (Подражают называемым движениям).
Топал по пригорку, Покатился с горки. Меня дождик испугал, Я под крышу убежал. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, развивать мелкую моторику и речь. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. «Перчатка» Веселая мышка перчатку нашла (Показываем ладонь, поворачиваем вниз, вверх) Гнездо в ней устроив мышат позвала (показываем гнездо) Им корочку хлеба дала пожевать (зажимаем кончик каждого пальца) Отшлепала всех — непослушных мышат, Погладила всех, Уложила их спать (ручки под щечку). Ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики рук является применение массажного шарика Су-Джок. Это массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Ежик, ежик, хитрый еж (круговые движения шариком по ладошке) На клубочек ты похож На спине иголки — очень, очень колкие (каждым пальцем надавливать на «иголку») Хоть и ростом ежик мал Нам колючки показал А колючки тоже на ежа похожи. (Дети поочередно делают самомассаж каждого пальчика, начиная с большого, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики). На развития речи детей благоприятно сказывается использование потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Потешки в пальчиковых играх формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. «Сорока – белобока». Сорока – белобока Кашу варила. Зайчихе – дала. Лисоньке – дала. Белочке – дала. А волку не дала:
Дрова не рубил, Нет тебе ничего! Произносить потешки для пальчиковых игр нужно максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом. Потешки способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Потешка «Три кота». Шли по крыше три кота - Три кота Василия. (Дети шагают на месте). Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Показывают движениями поднятие хвоста вверх) Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз (Показывают данные движения) И сказали три кота: - Красота! Красота! (Разводят руками в стороны). Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Играя в пальчиковые игры с детьми раннего дошкольного возраста следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого. Такое общение приносит малышу море положительных эмоций и создает почву для его гармоничного интеллектуального и эмоционального развития. Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
|