Предпосылки формирования письменной речи. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Куцова Светлана Александровна | |||
21.04.2021 10:29 | |||
Предпосылки формирования письменной речи. Начальным этапом, предшествующим становление письменной речи, является навык письма, который начинает формироваться в процессе целенаправленного обучения учителем начиная с первого класса. Стоит отметить, что формирование моторного компонента письма и закладывание основ орфографии происходит параллельно. Основой орфографически правильного письма является свободное оперирование основными принципами современной орфографии: фонематическим и морфологическим, которые и определяют выбор верного написания. Учитывая, что письмо является осознанным актом, для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи: звуко-произносительной, фонематической и лексико-грамматической. Кроме того, в процесс письма включаются слуховой, зрительный, речедвигательный и двигательный компоненты.
Как отмечает Н.Г. Свободина, процесс письма можно разделить на несколько операций: звуковой анализ слова (проводится с помощью совместной деятельности речеслухового и речедвигательного анализатора); соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным образом буквы (для этого необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных и латеральных представлений); моторное воспроизведение зрительного образа буквы (одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль, подкрепляемый зрительным контролем, прочтением написанного). Планирование, реализация и контроль акта письма обеспечивается прифронтальной областью, ответственной за программирование сложных форм деятельности, общую регуляцию поведения. Недоразвитие этих зон проявляется в трудностях составления и удержания программы действий, нарушениях контроля деятельности. Письмо — это многоуровневый процесс и включает в себя большое количество операций. По мнению А.Р. Лурии письмо включает следующие операции: Первой операцией является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, количество, место и последовательность каждого звука. Звуковой анализ слова выполняется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль, особенно на начальных этапах овладения навыком письма, при определении характера звуков и их последовательности в слове, играет громкое, шепотное или внутреннее проговаривание. А.Р. Лурия в «Очерках психофизиологии письма» писал: «Долго почти каждое письмо сопровождается скрытым внутренним проговариванием. В организации наших движений и артикуляций играют роль не только прямые двигательные (эфферентные) импульсы, но и чувствительные (афферентные) возбуждения. Чтобы движение получило нужную организацию, необходимо, чтобы импульсы направлялись в соответствующие группы мышц и чтобы в направлении и силе этих импульсов были учтены положения, в котором эти мышцы уже находятся, и те движения, которые к началу акта этими мышцами совершались. Следовательно, нужно постоянное сохранение афферентных импульсов, которые сигнализировали бы о положении, схеме органов в данный момент. Эти функции выполняются теменными заднецентральными областями коры головного мозга. Эти отделы синтезируют кинестетические ощущения и создают соответствующие схемы будущих движений. Русское письмо относится к алфавитным системам письма. В нем звуки устной речи обозначаются соответствующими буквами. На начальных этапах обучению письму огромную роль играет проговаривание. Это связано с тем, что артикуляция является посредником между слышимым звуком и соответствующей буквой. К следующей операции процесса письма относится соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Если звуковой анализ на устном уровне был проведен достаточно четко, то перешифровка звуков в буквы не вызывает особых затруднений. Во избежание трудностей при различении графически сходных букв необходим достаточный уровень зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Последним моментом в процессе письма является моторная операция, т. е. воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки происходит кинестетический контроль. Во время написания букв, слов он подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированной лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может привести к нарушению процесса овладения письмом. Письмо представляет собой навык и вид графомоторной деятельности, который имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию письменной речи. Письмо как вид деятельности включает три операции, которые являются самостоятельным навыком и имеют соответствующее психологическое обеспечение:
а) сначала осуществляется фонологическое структурирование звукового анализа слова, т. е. установление временной последовательности фонем; б) затем выполняется трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв. 3. Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций письма, оказывающие влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Формирование данных операций в онтогенезе происходит одновременно с развитием изобразительной деятельности. Этот процесс зависит от зрительно-моторной координации. Регуляция изобразительных движений выполняется преимущественно на основе двигательного анализатора. С помощью кинестезии происходит контроль выполнения, афферентация (обратная связь). Дети в этом возрасте, рисуя, опираются на «память руки», зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно осуществляется межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, т. е. рука как бы учит «глаз». Межанализаторная интеграция наибольшего развития достигает в возрасте 6-8 лет, при этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в контроле за движениями. С этого момента зрительно-моторная координация занимает ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей «школьной зрелости». Особенность письма как комплексного навыка требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций. Комплекс функциональных предпосылок письма (сенсомоторная база) является многоуровневой системой, включающей большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимального необходимого уровня зрелости, они выполняют оптимальные возможности для создания операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы. Предпосылками формирования письменной речи являются:
Структура письма состоит из нескольких уровней и множества структурных звеньев в каждом из них (А. Р. Лурия, Л.С. Цветкова):
а) процесса звукоразличения, с помощью которого осуществляется звуковой анализ состава слова, его акустической, кинетической и кинестетической основы на уровне фразы; б) объема акустического восприятия и слухоречевой памяти, т. е. происходит обеспечение восприятия определенным объемом информации и удержание ее в памяти; в) актуализации образов-представлений графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровки в соответствующие буквы; г) актуализации моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующие букве серии тонких движений руки; написания букв, слов, предложений. 3. На психофизиологическом уровне обеспечивается реализация всех указанных выше операций и действий: а) процесс звукоразличения осуществляется совместной работой речеслухового и речедвигательного анализаторов; б) объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается речеслуховым анализатором; в) перешифровки звуков в буквы происходят благодаря совместной работе речеслуховой, зрительной и пространственной анализаторных систем; г) перешифровка оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы (моторная операция) происходит благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем. Нейропсихологической основой процесса письма является совместная работа ряда мозговых зон (нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной) каждая из которых имеет свою функцию. Объединяясь функционально, эти зоны образуют функциональную систему письма. В процессе письма участвуют четыре анализатора: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный — они устанавливают между собой тесную связь и взаимообусловленность. Письмо осуществляется под кинестетическим и зрительным контролем. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом перевода устной речи в письменную, которому предшествует сложная деятельность. Таким образом, письмо является многоуровневым процессом, который формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте. Для овладения письменной речью, ребенок должен обладать достаточно развитой устной речью и хорошо сформироваными высшими психическими функциями, участвующими в процессе письма. Кроме того, для качественного письма необходимы достаточно сформированные операции самоконтроля и саморегуляции.
|