Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Воронина Юлия Владимировна Шахова Арина Григорьева | |||
12.01.2025 17:18 | |||
Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Овладение ребенком речью, годы детского языкового творчества — один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звездный час детства. Мы — взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребенку возможность проявить свой талант в полную силу. Для этого мы, взрослые, тоже должны обладать талантом — талантом умной и внимательной любви к детям. Педагогам и родителям необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово. Фольклор оказывает большое влияние на развитие словесного творчества детей. Нельзя полноценно развивать ребенка, взаимодействуя с ним только на занятиях в детском саду. Любовь к художественному слову — один из величайших даров, который могут дать своему ребенку родители. Понятие художественно-речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ, сказок. Чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно–прикладном искусстве. Народное творчество — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Знакомство с потешками — с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Загадки — полезное упражнение для детского ума. Процесс вхождения ребёнка в языковую культуру начинается в дошкольном детстве. При этом языковая действительность выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе языкового развития принадлежит устному народному творчеству, которое сконцентрировало в себе всё красоту и богатство русского языка. Освоение языкового богатства, заключённого в произведениях устного народного творчества, вводит ребёнка в мир выразительных средств родного языка, а творческое отражение эмоционально-пережитого содержания данных текстов в разных видах детской деятельности (художественно-речевой, театрально-игровой) обеспечивает практическое освоение дошкольникомвыразительности речи как средства воплощения фольклорных образов и личностного самовыражения. Устное народное творчество, созданное взрослыми для детей, имеет огромную педагогическую ценность состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении, которые теснейшим образом связаны между собой. Это позволяет рассматривать его как значимое средство развития личности ребёнка в целом и его речи в частности. Традиционность языка дополняется традиционой манерой рассказывания фольклорных произведений, основу которой составляет специфичная «сказовая» интонация, позволяющая передать слушателям художественный образ, подчеркнуть красоту родного языка. Таким образом, существенными признаками устного народного творчества являются традиционность текстов и импровизационность деятельности по их исполнению, которые определяются спецификой устного бытования фольклора. Это предполагает особое взаимодействие «рассказчика-артиста-автора» со «слушателем-зрителем-участником». Устному народному творчеству присущи все средства языковой и речевой выразительности, что делает данные произведения педагогическим средством, позволяющим ввести детей в атмосферу народного языка и помочь им освоить характерные средства выразительности. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм произведений устного народного творчества, которые передаются с помощью особых стилистических средств близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям; соответствуют образной структуре сознания дошкольника. В произведениях устного народного творчества заключены большие потенциальные возможности для приобщения детей к народной культуре и, прежде всего, к языковой культуре. Устное народное творчество многообразно по своему составу. К нему относят произведения разных видов и жанров. Многие исследователи утверждают, что сказка, загадка, потешка и прибаутка, являясь наиболее типичными фольклорными жанрами в отношении содержания, композиции и языка, в большей степени соответствуют особенностям восприятия, языковой и коммуникативной компетентности детей. Устное народное творчество способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств: любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей; воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка; способствует формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.
|