ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ, ДИАГНОСТИКА И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Исмаилова Инна Николаевна | |||
12.01.2025 21:24 | |||
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ, ДИАГНОСТИКА И ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ Задержка речевого развития Автор: Исмаилова Инна Николаевна. В данной статье раскрывается сущность понятия «задержка речевого развития» Рассматриваются основные аспекты, диагностики и способы коррекции речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Ключевые слова: задержка речевого развития, логопедия, психология, ранний возраст. Речевая функция является базовой для успешного и полноценного развития мышления ребенка, восприятия и интеллекта в целом, из этого следует, что нарушения формирования речевой системы ребенка неизбежно влечет нарушения мышления, обобщения, перцепции и является катализатором для возникновения поведенческих отклонений.
Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь. Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников. Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так. Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение! Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи. В научных трудах Л. С. Выготского и И. П. Павлова есть подробная информация, касающаяся высоких компенсаторных возможностей развития мозга ребенка, что дает возможность использования высокой пластичности детского мозга в коррекционно-развивающей деятельности. В разное время изучением данной проблематики занимались такие выдающиеся отечественные ученые как А. Н Гвоздева, Н. С Жукова, Е. Ф. Архипова, Е. В. Воробьева, Л. М Козырева и многие другие. Данное нарушение характеризуется, как отклонение речи говорящего от нормы развития, принятой в данной языковой среде, как правило, основной причиной являются нарушения в психофизиологических механизмах речевой деятельности по различным причинам. [3] В современной литературе задержка речевого развития подразделяется на первичную и вторичную. Первичная задержка речевого развития формируется при органических поражениях головного мозга или при нарушении функций головного мозга в силу различных причин, к ним относят так же генетические заболевания такие как: синдром Дауна, болезнь Метля, синдром кошачьего крика, синдром Шерешевского — Тернера и прочие. Вторичная задержка возникает, в большинстве случаев, на фоне первично не поврежденного головного мозга, а вследствие тяжелых соматических заболеваний, таких как порок сердца, бронхиальная астма и т. д. Как правило, подобный вариант дизонтогенеза носит системный характер и имеет неравномерное развитие. Основная трудность при диагностике данной патологии заключается в том, что задержка речевого развития формируется зачастую у ребенка без диагностированных неврологических проблем с нормальным перинатальным анамнезом, без нарушений слуха и зрения. Ребенок воспитывается в благополучной, полной семье, где у членов семьи нет речевых нарушений. В целом ребенок может быть способен общаться, однако речь нарушена в той или иной степени. При диагностике задержки речевого развития следует придерживаться определенных критериев, которые помогут сформировать наиболее правильное заключение и в дальнейшем помогут в построении стратегии коррекционно-развивающих мероприятий, что благотворно отразится на динамике преодоления дефекта. Первым и наиболее важным является критерий — тяжесть (степень тяжести патологических процессов), затем течение (есть ли существенные перепады в развитии, так называемое волнообразное течение), тип (есть ли органическая патология, или имеет место быть соматогенная задержка речевого развития, вследствие так называемых тяжелых соматических заболеваний), сопутствующие проблемы (различные девиации поведения, нарушения мышления, восприятия и других когнитивных функций). Так же существует трудность в дифференциальной диагностике задержки речевого развития и умственной отсталости, однако, следует помнить, что при умственной отсталости речевая функция нарушена в равной степени с другими высшими психическими функциями. Коррекционная работа строиться исходя из формы задержки речевого развития и ведется сразу по нескольким направлениям. Медикаментозная терапия предполагает использование ноотропных препаратов, таких как кортексин, актовегин, церебролизин и др., однако терапия ноотропными или иными препаратами производится строго после консультации и назначения неврологом, психиатром. Безусловно комбинирование медикаментозного и педагогического воздействия ведет к повышению эффективности коррекционного воздействия. Таким образом, задержка речевого развития (ЗРР) — это запаздывание освоения устной речи у ребенка, диагностируемое до 4 лет, когда в 2 года малыш почти не говорит, а в 3 году — не имеет связной речи. Проблема может быть трудно распознаваема, однако ранняя коррекция важна для предотвращения общего отставания в развитии. ЗРР негативно сказывается на памяти, познавательной активности и эмоциональной сфере. Исследования показывают, что ЗРР может быть первичной (вследствие органических поражений мозга или генетических заболеваний) и вторичной (на фоне соматических заболеваний). Трудности диагностики возникают даже при нормальном состоянии ребенка в благополучной семье. При диагностике ЗРР важны критерии: тяжесть, течение, тип и сопутствующие проблемы. Существуют трудности в дифференциации ЗРР и умственной отсталости: при последней речь нарушена пропорционально другим функциям. Коррекционная работа включает медикаментозную терапию (ноотропы) и педагогическое воздействие, что повышает эффективность коррекции. Список литературы
|