Технология «Интервьюирования» как средство развития речевой активности детей с ТНР. |
Развитие речи у детей | |
Автор: Ивонинская Светлана Евгеньевна | |
11.01.2025 20:15 | |
Технология «Интервьюирования» как средство развития речевой активности детей с ТНР. Развития диалогической речи у дошкольников, а особенно у детей, имеющих нарушения речи, является одной из актуальных проблем. Для решения этой проблемы, я обратила внимания на технологию интервьюирования. Технология интервьюирования побуждает к построению детьми самостоятельных высказываний и рассуждений. Интервью — это разновидность разговора или беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Главной целью интервью является развитие коммуникативной компетентности детей.
Технология интервьюирования помогает решить следующие задачи:
Есть 3 типа детского интервью: Первый тип интервью – «взрослый-ребенок». В роли интервьюера выступает педагог. Заранее готовится план вопросов, на которые педагогу необходимо получить ответы. Одной из отличительных черт интервью является определенная последовательность вопросов, что облегчает классификацию и обработку полученной информации. В зависимости от цели, интервью «взрослый-ребенок» условно делится на следующие виды: a) Диагностическое интервью — применяется, когда воспитателю необходимо собрать информацию о ребенке (оценить уровень достижений воспитанников, выявить их интересы, предпочтения). Целесообразнее проводить в рамках диагностики в начале и конце учебного года. Полученные видеоматериалы наглядно характеризуют речевые навыки детей, позволяют проводить анализ динамики изменений в конце каждого учебного года; b) Информационное интервью- применяется для сбора информации (мнение детей о каком-либо событии, рассказ о человеке или о самом себе). Применяется в течение учебного года, а также в рамках культурных практик ДОУ и группы при ознакомлении с календарными праздниками: День матери, Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д. Правила детского интервьюирования. Проводя такого рода интервьюирование детей, я придерживаюсь основных правил детского интервью:
размещение в группе ВК в социальных сетях;
Дайте ребёнку сосредоточиться, подумать, не торопите его, ведь очень важно получить от него вдумчивый ответ. 2. Второй тип интервью — «ребенок-ребенок». В этом случае в роли интервьюера и в роли респондента выступают дети. Для меня этот тип интервью наиболее интересен, так как даёт детям возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, а для меня, – это отличная возможность понаблюдать за поведением и речевой активностью своих воспитанников. Проведение такого типа интервью требует подготовки, поэтому я провожу его в два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе: дети знакомятся с профессией журналиста. Вместе с ребятами составляем интеллект карту. В группе организован центр «Юный журналист», в котором находятся все необходимые для работы атрибуты: микрофон, камера, фотоаппарат и т.д. Рядом находится «Мастерская речи», которая включает логопедические зеркала, картотеку игр, чистоговорок и скороговорок. В мастерской в игровой форме, мы развиваем мимическую и тонкую мускулатуру у воспитанников, работаем над голосом, речевым дыханием и просодикой. Подготовительный этап. Так же на подготовительном этапе при изучении лексической темы, развиваем поисковую активность детей с помощью игр и упражнений. Вашему вниманию предлагаю игру «Угадайка» Цель: Развитие поисковой активности в форме вопросов. Ведущий выбирает предметную картинку и не говорит, что там изображено. Остальные строго по схеме задают вопросы, на которые ведущий отвечает полным предложением, в зависимости от ответов ведущий выбирает схему, с которой продолжает работу. Все вопросы по схеме должны быть озвучены, если даже дети догадались, что изображено. На Основном этапе организую работу над диалогической речью с использованием интервью. Для того чтобы провести такое интервью с детьми мы посещаем: театры, музеи, библиотеки и приглашаем интересных людей. В конце недели как итог дети проводят интервью. 3. Третий тип интервью – «ребенок-взрослый». В роли корреспондента выступает сам ребёнок. Этот тип интервью самый сложный, но из-за этого и самый интересный. Совместно с детьми мы разработали схемы к репортажам по темам: «Профессии», «Праздник» и «Время года». В ходе интервью, ребенок – корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде мнемосхемы. Результатом нашей работы является создание телестудии «Радуга ТВ» и наши разноцветные новости. В течение этого года дети научились задавать вопросы и отвечать на них полным предложением, расширили и активизировали словарь, научились работать в паре, в группе, в коллективе и друг с другом. Не бояться задавать и отвечать на вопросы. Литература:
Автор: Ивонинская Светлана Евгеньевна Учитель-логопед, МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 49
|