Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология «Интервьюирования» как средство развития речевой активности детей с ТНР.
Развитие речи у детей
Автор: Ивонинская Светлана Евгеньевна   
11.01.2025 20:15

Технология «Интервьюирования» как средство развития речевой активности детей с ТНР.Технология «Интервьюирования» как средство развития речевой активности детей с ТНР.

Развития диалогической речи у дошкольников, а особенно у детей, имеющих нарушения речи, является одной из актуальных проблем. Для решения этой проблемы, я обратила внимания на технологию интервьюирования.

Технология интервьюирования побуждает к построению детьми самостоятельных высказываний и рассуждений.

Интервью — это разновидность разговора или беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Главной целью интервью является развитие коммуникативной компетентности детей.

 

Скачать конспект

Технология интервьюирования помогает решить следующие задачи:

  • развивать связную диалогическую речь, навык ведения диалога
  • развивать коммуникативные качества и личное взаимодействие детей друг с другом
  • расширять и активизировать словарный запас
  • развить умение к построению самостоятельных высказываний, умение излагать свои мысли связно, логично
  • развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе
  • формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках
  • закреплять правильное звукопроизношение.

Есть 3 типа детского интервью:

Первый тип интервью – «взрослый-ребенок».

В роли интервьюера выступает педагог. Заранее готовится план вопросов, на которые педагогу необходимо получить ответы. Одной из отличительных черт интервью является определенная последовательность вопросов, что облегчает классификацию и обработку полученной информации. В зависимости от цели, интервью «взрослый-ребенок» условно делится на следующие виды:

a) Диагностическое интервью — применяется, когда воспитателю необходимо собрать информацию о ребенке (оценить уровень достижений воспитанников, выявить их интересы, предпочтения). Целесообразнее проводить в рамках диагностики в начале и конце учебного года. Полученные видеоматериалы наглядно характеризуют речевые навыки детей, позволяют проводить анализ динамики изменений в конце каждого учебного года;

b) Информационное интервью- применяется для сбора информации (мнение детей о каком-либо событии, рассказ о человеке или о самом себе). Применяется в течение учебного года, а также в рамках культурных практик ДОУ и группы при ознакомлении с календарными праздниками: День матери, Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.д.

Правила детского интервьюирования.

Проводя такого рода интервьюирование детей, я придерживаюсь основных правил детского интервью:

  • в начале учебного года беру письменное согласие у родителей (законных представителей) на фото и видеосъемку, а также размещение на сайте образовательной организации

размещение в группе ВК в социальных сетях;

  • ребёнку необходимо создать комфортные условия
  • интервью берётся каждого ребёнком отдельно, чтобы остальные дети не могли узнать или услышать чужие ответы
  • необходима предварительная подготовка вопросов: задаваемые вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка и его индивидуальным особенностям, избегайте вопросов, на которые можно ответить односложно «да» или «нет».

Дайте ребёнку сосредоточиться, подумать, не торопите его, ведь очень важно получить от него вдумчивый ответ.

2. Второй тип интервью — «ребенок-ребенок».

В этом случае в роли интервьюера и в роли респондента выступают дети. Для меня этот тип интервью наиболее интересен, так как даёт детям возможность пообщаться в непривычной для них обстановке, а для меня, – это отличная возможность понаблюдать за поведением и речевой активностью своих воспитанников.

Проведение такого типа интервью требует подготовки, поэтому я провожу его в два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе: дети знакомятся с профессией журналиста. Вместе с ребятами составляем интеллект карту. В группе организован центр «Юный журналист», в котором находятся все необходимые для работы атрибуты: микрофон, камера, фотоаппарат и т.д. Рядом находится «Мастерская речи», которая включает логопедические зеркала, картотеку игр, чистоговорок и скороговорок. В мастерской в игровой форме, мы развиваем мимическую и тонкую мускулатуру у воспитанников, работаем над голосом, речевым дыханием и просодикой.

Подготовительный этап.

Так же на подготовительном этапе при изучении лексической темы, развиваем поисковую активность детей с помощью игр и упражнений.

Вашему вниманию предлагаю игру «Угадайка»

Цель: Развитие поисковой активности в форме вопросов.

Ведущий выбирает предметную картинку и не говорит, что там изображено. Остальные строго по схеме задают вопросы, на которые ведущий отвечает полным предложением, в зависимости от ответов ведущий выбирает схему, с которой продолжает работу. Все вопросы по схеме должны быть озвучены, если даже дети догадались, что изображено.

На Основном этапе организую работу над диалогической речью с использованием интервью. Для того чтобы провести такое интервью с детьми мы посещаем: театры, музеи, библиотеки и приглашаем интересных людей. В конце недели как итог дети проводят интервью.

3. Третий тип интервью – «ребенок-взрослый».

В роли корреспондента выступает сам ребёнок. Этот тип интервью самый сложный, но из-за этого и самый интересный.

Совместно с детьми мы разработали схемы к репортажам по темам: «Профессии», «Праздник» и «Время года».

В ходе интервью, ребенок – корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде мнемосхемы. Результатом нашей работы является создание телестудии «Радуга ТВ» и наши разноцветные новости.

В течение этого года дети научились задавать вопросы и отвечать на них полным предложением, расширили и активизировали словарь, научились работать в паре, в группе, в коллективе и друг с другом. Не бояться задавать и отвечать на вопросы.

Литература:

  • Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» //Ребенок в детском саду. 2005 №3. с.34.
  • Белановский С. А. «Индивидуальное глубокое интервью». –М.: Никколо-Медиа, -320с.
  • Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005. №4. с.33.
  • Пенькова Л. А., Еоннова З. П. «Развитие игровой активности дошкольников».

Автор:

Ивонинская Светлана Евгеньевна Учитель-логопед, МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 49

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год