РАЗВИТИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Матвиенко Татьяна Александровна | |||
11.01.2025 12:46 | |||
РАЗВИТИЕ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В данной статье раскрывается сущность понятия «речедвигательная координация» Рассматриваются основные аспекты, диагностики и способы коррекции речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. Ключевые слова: координация, дошкольный возраст, ОНР, речедвигательные игры, формирование. Игры и упражнения, связанные с речедвигательной активностью, направлены на совершенствование координационных и регулирующих функций речи и движений. Они способствуют развитию дыхательной системы и различных форм моторики, а также создают ассоциации между выразительными движениями и персонажами из сказок, стихотворений и драматизаций. Дыхательно-артикуляционный тренинг является основой для формирования неречевого и речевого дыхания, а также артикуляционной базы звуков и осуществляется сначала в изолированном виде, а позже включается в ролевые игры. Игровой массаж помогает снять лишнее напряжение и усталость, а пальчиковая гимнастика служит основой для улучшения мелкой моторики и координации движений рук и пальцев во время речи. В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, воспитатели стремятся развивать интегративные качества детей. Особенно актуально это для малышей с общим недоразвитием речи, что требует индивидуального подхода и совместной работы педагогов и родителей. Интеграция специалистов и использование речедвигательной ритмики значительно повышают эффективность коррекционной работы с детьми.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами появилась задача по развитию интегративных качеств у детей. Новый стандарт позволяет педагогам решать актуальные задачи, способствуя взаимодействию ребенка как со взрослыми, так и с другими детьми. Среди детей с нарушениями речевого развития наибольшее количество составляют те, у кого наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР) различной степени тяжести. Уровень распространенности ОНР остается высоким и стабильным; количество случаев данного диагноза не только не снижается, но даже увеличивается. При условии раннего комплексного лечения и специального обучения подавляющее большинство таких детей может успешно учиться в общеобразовательных учреждениях и наладить полноценное общение со сверстниками. Несмотря на множество эффективных методик коррекции, проблема преодоления общего недоразвития речи остаётся актуальной. Для каждого дошкольника необходим индивидуальный путь и успешная траектория развития. Эта задача под силу современным педагогам при условии регулярного посещения детского сада, активного взаимодействия родителей и педагогов, а также заботы о здоровье детей. Интеграция профессионалов различных областей способствует повышению эффективности коррекционных мероприятий в логопедических группах. Речедвигательная ритмика на сегодняшний день активно применяется для коррекции речи у детей, дополняя традиционные методы и формы, используемые в логопедической практике. Она становится важной частью занятий на различных этапах коррекционной работы. Эффективность этой деятельности значительно возрастает при участии и сотрудничестве родителей, которые заинтересованы в улучшении речевых нарушений своих детей. Физкультура занимает ключевое место в этом процессе по двум причинам: во-первых, двигательный анализатор имеет значительное влияние на развитие речи, во-вторых, дети с речевыми проблемами часто отстают в психомоторном развитии, что проявляется в их недостаточной ловкости, низкой скорости движений и слабой способности к обучению, а также в недостаточном восприятии, внимании и памяти. Мышечный тонус таких детей обычно изменен, и именно поэтому необходимо включать упражнения на расслабление и напряжение мышц. Регулированию тонуса способствуют занятия с разной амплитудой и скоростью. Упражнения с речевым сопровождением тоже активизируют речь и голос. Речедвигательная ритмика полезна как для детей, развивающихся нормально, так и для тех, кто сталкивается с психофизическими отклонениями. Это направление занимает важное место в системе комплексного подхода к обучению детей и направлено на нормализацию речи через развитие, воспитание и коррекцию двигательных навыков. Речедвигательная ритмика в первую очередь полезна для детей, которые:
Общая моторная сфера детей с речевыми нарушениями характеризуется неловкостью, скованностью и неразборчивостью движений. Может наблюдаться незначительное ограничение амплитуды движений как верхних, так и нижних конечностей, а при функциональной нагрузке могут возникать содружественные движения и нарушения мышечного тонуса. Часто, несмотря на высокую общую подвижность, движения детей остаются неуклюжими и неэффективными. Недостаток общей моторики особенно заметен у дошкольников с подобными нарушениями, когда они выполняют сложные действия, требующие точного контроля тела, слаженной работы различных групп мышц и правильной координации в пространстве. Речедвигательные игры и задания направлены на развитие координационных и регулирующих функций как речи, так и движений. Занятия, основанные на речедвигательной ритмике, способствуют укреплению костно-мышечной системы детей, улучшают дыхательную функцию, формируют правильную осанку и грацию шага. Они развивают дыхательную систему и различные аспекты моторики, создавая ассоциации между выразительными движениями и персонажами из сказок, стихов и драматизаций. В этих играх заметен переход от общих, иногда плохо контролируемых движений к более тонким и дифференцированным. Дыхательно-артикуляционные тренировки служат основой для формирования как неречевого, так и речевого дыхания, а также артикуляционной базы звуков, начиная с изолированных упражнений и заканчивая ролевыми ситуациями. Упражнения проводятся под ритм, с музыкальным фоном, опираясь на жесты педагога и его демонстрацию. Игровой массаж помогает снизить мышечное напряжение, усталость и умственное перенапряжение. Гимнастика закладывает основу для улучшения мелкой моторики и координации движений рук и пальцев в связи с произношением. Задания, направленные на развитие дыхания, голоса и артикуляции, помогают сформировать правильное диафрагмальное дыхание, а также контролировать продолжительность, силу и плавность выдоха. Эти упражнения могут быть комбинированы с движениями рук, корпуса и головы. В задания на дыхание включаются речевые элементы, которые произносятся во время выдоха. Осваивание речедвигательных упражнений начинается с четкого звучания гласных, после чего они объединяются в звуковые цепочки (от двух до шести гласных на один выдох). Постепенно вводятся слоги, затем слова, фразы, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком меняются виды движений. Конечная цель этих упражнений — произношение речевого материала самостоятельно без дополнительных движений. В упражнении по регулировке мышечного тонуса выделяются общеразвивающие и коррекционные задачи. Данные физические упражнения, помимо их всестороннего воздействия на организм, укрепляют мускулатуру спины, живота, плеч, ног и рук. Эти занятия разнообразны. У детей с речевыми нарушениями обычно наблюдаются общая скованность и замедленность движений, а также недостаточное развитие ритмического восприятия, ориентировки в пространстве, торможение в освоении новых движений и проблемы с дыхательной системой. Использование простых стихотворений в процессе выполнения упражнений детьми дошкольного возраста позволяет постепенно добиться целей коррекционно-развивающего обучения. Более того, речедвигательная гимнастика приносит детям радость, они проявляют интерес и ощущают необходимость участвовать в данной деятельности. Таким образом, грамотно организованное занятие дает возможность детям с речевыми проблемами ощутить уверенность в себе, стать более крепкими, волевыми, дисциплинированными и целеустремленными, что в конечном итоге приводит к их успешности. Государство ставит перед педагогами важную задачу — воспитать деятеля будущего, а не просто исполнителя. Для достижения этой цели крайне важна качественная трансформация самого учителя, что представляет собой увлекательный и творческий процесс. Список литературы
|