Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи у детей
Автор: Казакбаева Гулизар Рустемовна Табанакова Айгуль Ринатовна Киекбаева Раушания Рифовна   
09.01.2025 20:03

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРОЛЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE ROLE OF FINGER EXERCISES IN SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

ТабанаковаА. Р., Киекбаева Р. Р., Казакбаева Г. Р. воспитатели МАДОУ комбинированного вида детский сад «Сказка», г. Баймак

Аннотация. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Abstract. Purposeful and systematic work on the development of fine motor skills in preschool children through finger games contributes to the development of intellectual abilities, speech activity, and most importantly, the preservation of the child"s mental and physical development.

Ключевые слова. ребенок, развитие речи, игры, потешки, пальчиковые игры, Пальчиковая гимнастика, взрослый, моторика рук.

Keywords. Child, speech development, games, nursery rhymes, finger games, fingerexercises, adult, hand motor skills.

 

Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детьми младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказокпри помощи пальцев. Многиеигры требуют участия обеих рук, что даёт возможностьдетямориентироваться в понятиях «вправо», «влево» «вверх», «вниз» и т. д.

Пальчиковые игры — это упражнения для улучшенияподвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения вовремя занятий; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Пальчиковая гимнастика способствует развитиюречевых центров коры головного мозга.

Методика исмысл пальчиковой гимнастики заключается в том, чтонервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается подвлиянием импульсов. идущих от рук. Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенкунаучиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Таким образом, в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук, проводят пальчиковые игры. Пальчиковые игр включает упражнения: удержаниепальчиками определенной позы, развитие подвижности пальцев, нормализующие мышечный тонус. Сменаупражнений помогут напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие ручки ребенка, постепенно формируя его моторику.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук мы проводим во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное времяутром и после сна – по 2–3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимаетсяпо 7–10 минут в день. В нашей работе мы широко используем пальчиковые игры, в которых слово помогаетболее четко и выразительно выполнять движения. Спомощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательныедействия сопровождаются стихами. Стихи привлекаютвнимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являютсячем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речьстанет более чёткой, ритмичной, яркой, будет контроль над выполняемыми движениями. Развивается памятьребёнка, так как он учится запоминать определённыеположения рук и последовательность движений. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказыватьруками» целые истории. В результате пальчиковыхупражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшемоблегчит овладение навыком письма.

Для развития речи детей мы большое внимание всвоей работе уделяем пальчиковым играм. Пальчиковые игры мы подбираем для каждого праздника, какаятематическая у нас неделя, по времени года. Каждыйраз мы учим с детьми все новые и новые пальчиковыеигры. В нашей группе дети очень много знают пальчиковых игр. Что благоприятно влияет на развитие речи

ребенка, моторику рук, запоминание стихов. Эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни наших воспитанников. Организованные игры, в томчисле и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. У насесть пальчиковый театр и с помощью него наши воспитанники проводят пальчиковые игры друг для друга. Они увлекают детей и приносят им радость. Со словвзрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Работапо развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детскомколлективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-синтез, 2015.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – 2007.
  3. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / Большакова С.Е. – ТЦ Сфера, 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год