Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности
Развитие речи у детей
Автор: Рожман Агния Константиновна   
21.08.2016 13:23

Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активностиРазвитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Лесовичок»

Воспитатель: Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2016

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

В становлении личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов неоценима роль родного языка, помогающего ребёнку осознан-но воспринимать окружающий мир.

 

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете разные его стороны; опираясь на отдельные признаки, представлять новый образ. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, его богатства и разнообразия. В фантазиях его больше чувства, чем у взрослого, он верит в то, что сам вообразил. Уровень развития фантазии, воображения теснейшим образом связано с развитием мышления и речи, которая обогащает практический опыт ребёнка и способствует формированию представлений о предмете.

Самым сложным является формирование способностей к словесному творчеству. В.А. Сухомлинский считал, что словесное творчество должно занимать первое место в жизни ребёнка. Существует много методик и технологий по развитию речи до-школьника.

Изучив и сопоставив современные методики и технологии по развитию речи, я отметила, что недостаточно внимания уделяется развитию у детей словесного творчества. Работая с детьми средней группы, провела речевое обследование с целью анализа и разработки перспектив развития каждого ребёнка. Использовала диагностику речевого развития детей дошкольного возраста по программе «Детство». Дошкольникам были предложены следующие игры:

  • «Вспомни и назови»;
  • «Что сначала, что потом»;
  • «Магазин», «Угадай, что спрятано»;
  • «Шкатулка со сказками»;
  • «Составление рассказов-этюдов по картинкам и т.д.

Результаты оказались следующими: 41% детей показали низкий уровень, 59% — средний. При составлении рассказов дети были не самостоятельны, в рассказах отсутствовала логика, словарный запас был очень беден. Это обследование помогло определить сильные и слабые стороны развития дошкольников и спланировать свою педагогическую деятельность.

Поэтому основной целью своей работы я поставила: «Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности».

Для реализации данной работы сначала создала развивающую речевую среду в группе.

  • Подобрала различные виды театра, художественной литературы;
  • Наглядные пособия (иллюстрации, картины, дидактические и развивающие игры, открытки и др.);
  • Создала картотеку художественного слова;
  • Собрала материал для игротеки «Говори и рассказывай».

Кроме того, составила перспективный план работы с детьми и привлечения родителей.

В работе выделила 3 этапа и сроки их реализации:

  1. подготовительный (1 год – средняя группа);
  2. основной 1 год
  3. заключительный старшая группа

На 1 этапе поставила задачи:

Вызвать у детей интерес к художественным произведениям. Познакомить с выразительными средствами языка. Привлечь детей к составлению коротких рассказов.

На данном этапе проводилась следующая работа:

  • ежедневное чтение сказок, рассказов;
  • рассматривание иллюстраций (подбор прилагательных, сравнений);
  • ежедневные беседы с детьми;
  • решение проблемных ситуаций (помощь сказочным героям);
  • провели дидактические игры ( «подскажи словечко», «Шутилки», «Кто больше придумает небылиц и др.;
  • придумывали конец короткой сказки;
  • придумывали короткие сказки по картинкам;
  • придумывали конец рассказа на этическую тему ( «Как бы ты поступил»)
  • придумывали сказки на заданную тему.

Данная работа проводилась с детьми средней группы.

На 2 этапе поставила задачи:

Использовать эффективные приёмы активизации речевой активности детей. Привлечь детей к творческому рассказыванию.

В совместной деятельности очень эффективными оказались такие приёмы активизации речевой активности как:

  • рассказы-этюды. Маленькие сочинения детей о природе. При описании предметов и явлений дети подбирали образные слова и выражения;
  • игры-размышления: «Что было до…», «Представьте, что будет, если…», «Чудесные превращения»;
  • логические речевые задачки (хитрые замысловатые вопросы);
  • речевые концовки;
  • дидактические игры: «Кто больше», «Родственники», «Волшебная палочка» и др.;
  • составляли загадки;
  • интервью детей;
  • различные виды бесед: беседы-диалоги «О чём грустит растение?» и др., диспуты «Почему вода не горит», ситуация-мечта «Если бы я был волшебником», беседы о будущем, разговор по телефону «Я мечтаю…», игры-беседы «Докажи»;
  • составляли рассказы-описания, рассказы-описания с элементами сравнений.

В организованных формах обучения наиболее привлекают занятия «Путешествие в страну «Речецветия», на которых дети составляют творческие рассказы при по-мощи различных Волшебников (Королевы Загадок, Сравнения, Превращения, Принцессы, Зрения, Волшебника деления и др.)

На 3 этапе поставила задачи:

Развивать у детей словесное творчество в процессе продуктивных видов деятельности. Развивать у детей воображение, творчество.

В продуктивных видах деятельности у детей развивается воображение, образное мышление, чувство инициативы. Детям предлагались различные задания:

  • изготовили сказочных героев из природного, бросового материала и придумывали сказки;
  • придумывали сюжет с помощью трафаретов: «Сказки о животных»;
  • участвовали в выставке «Сказочный город» на тему «Про всё на свете» с рисунками и мини-рассказами;
  • сделали коллективную аппликацию и составили сказку «Как ёлочка попала в детский сад»;
  • создали книги для библиотеки группы на темы «Как мы летом отдыхали», «Загадки для друзей», «Рассказы о природе».

Для успешной реализации работы необходимо взаимодействие с родителями. Мы провели:

  • анкетирование с целью выявления наличия интереса по данной теме;
  • привлекали родителей к изготовлению игр, пособий, приобретению художественной литературы;
  • семинары-практикумы «Давайте поиграем», «Учите детей составлять рассказы и сказки» и др.;
  • оформили наглядную информацию в форме консультаций;
  • привлекали родителей к оформлению книг для детской библиотеки.

С целью проверки оценки эффективности проделанной работы провела обобщающую диагностику, которая показала: 58% детей имеют высокий уровень разви-тия, 42% детей – средний, детей с низким уровнем нет. Дошкольники умеют составлять интересные творческие рассказы, сказки, используют в речи выразительные средства языка. Дети стали более активными, любознательными, общительными, эмоциональными.

В подготовительной группе планирую, объединив продуктивную деятельность и словесное творчество участвовать в проектной деятельности.

ВЫВОД: Данная система работы способствует формированию творческой личности. Дети не только овладевают знаниями, но и посильно вносят элементы прекрасного в окружающую среду. Данный опыт работы может быть использован в любом детском саду с целью – оказать благоприятное влияние на образную речь детей.

Литература:

  1. Е.Б. Танникова «Формирование речевого творчества дошкольников».
  2. Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребёнке волшебника».
  3. М.М. Алексеева «Методика развития речи и обучение родному языку до-школьников»
  4. «Цикл упражнений для формирования образной речи». Журнал «Дошкольное воспитание», 2009г. №11, стр. 49 – 57.
  5. «Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи». Журнал «Дошкольное воспитание» 2010г. №8, стр. 56 – 64.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год