Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Рожман Агния Константиновна | |||
21.08.2016 13:23 | |||
Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Лесовичок» Воспитатель: Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2016 Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. В становлении личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов неоценима роль родного языка, помогающего ребёнку осознан-но воспринимать окружающий мир.
Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете разные его стороны; опираясь на отдельные признаки, представлять новый образ. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, его богатства и разнообразия. В фантазиях его больше чувства, чем у взрослого, он верит в то, что сам вообразил. Уровень развития фантазии, воображения теснейшим образом связано с развитием мышления и речи, которая обогащает практический опыт ребёнка и способствует формированию представлений о предмете. Самым сложным является формирование способностей к словесному творчеству. В.А. Сухомлинский считал, что словесное творчество должно занимать первое место в жизни ребёнка. Существует много методик и технологий по развитию речи до-школьника. Изучив и сопоставив современные методики и технологии по развитию речи, я отметила, что недостаточно внимания уделяется развитию у детей словесного творчества. Работая с детьми средней группы, провела речевое обследование с целью анализа и разработки перспектив развития каждого ребёнка. Использовала диагностику речевого развития детей дошкольного возраста по программе «Детство». Дошкольникам были предложены следующие игры:
Результаты оказались следующими: 41% детей показали низкий уровень, 59% — средний. При составлении рассказов дети были не самостоятельны, в рассказах отсутствовала логика, словарный запас был очень беден. Это обследование помогло определить сильные и слабые стороны развития дошкольников и спланировать свою педагогическую деятельность. Поэтому основной целью своей работы я поставила: «Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности». Для реализации данной работы сначала создала развивающую речевую среду в группе.
Кроме того, составила перспективный план работы с детьми и привлечения родителей. В работе выделила 3 этапа и сроки их реализации:
На 1 этапе поставила задачи: Вызвать у детей интерес к художественным произведениям. Познакомить с выразительными средствами языка. Привлечь детей к составлению коротких рассказов. На данном этапе проводилась следующая работа:
Данная работа проводилась с детьми средней группы. На 2 этапе поставила задачи: Использовать эффективные приёмы активизации речевой активности детей. Привлечь детей к творческому рассказыванию. В совместной деятельности очень эффективными оказались такие приёмы активизации речевой активности как:
В организованных формах обучения наиболее привлекают занятия «Путешествие в страну «Речецветия», на которых дети составляют творческие рассказы при по-мощи различных Волшебников (Королевы Загадок, Сравнения, Превращения, Принцессы, Зрения, Волшебника деления и др.) На 3 этапе поставила задачи: Развивать у детей словесное творчество в процессе продуктивных видов деятельности. Развивать у детей воображение, творчество. В продуктивных видах деятельности у детей развивается воображение, образное мышление, чувство инициативы. Детям предлагались различные задания:
Для успешной реализации работы необходимо взаимодействие с родителями. Мы провели:
С целью проверки оценки эффективности проделанной работы провела обобщающую диагностику, которая показала: 58% детей имеют высокий уровень разви-тия, 42% детей – средний, детей с низким уровнем нет. Дошкольники умеют составлять интересные творческие рассказы, сказки, используют в речи выразительные средства языка. Дети стали более активными, любознательными, общительными, эмоциональными. В подготовительной группе планирую, объединив продуктивную деятельность и словесное творчество участвовать в проектной деятельности. ВЫВОД: Данная система работы способствует формированию творческой личности. Дети не только овладевают знаниями, но и посильно вносят элементы прекрасного в окружающую среду. Данный опыт работы может быть использован в любом детском саду с целью – оказать благоприятное влияние на образную речь детей. Литература:
|