«Использование народного календаря в развитии речи у детей с Тяжелым Нарушением Речи» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Василевская Екатерина Юрьевна | |||
24.08.2016 19:30 | |||
«Использование народного календаря в развитии речи у детей с Тяжелым Нарушением Речи» Подготовила Воспитатель МДОУ «Детский сад «Варенька» г.Абакана Василевская Екатерина Юрьевна Новизной и отличительной особенностью данной проблемы является приобщение детей к творческой деятельности и решение речевых проблем. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества. Необходимость работы над данной темой существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.
Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи. В работе народный фольклор используется в разных видах деятельности: — в обучении правильному произношению; — в приобщении детей к русской национальной культуре; — в непосредственно образовательной деятельности; — в беседах; — в наблюдениях; — в народных подвижных играх; — в играх на развитие мелкой моторики; — в театрализованной деятельности; — в инсценировках. Работа реализуется по трем направлениям:
Совместная деятельность с детьми включает в себя: — еженедельная непосредственная образовательная деятельность с детьми логопеда по утвержденному плану; — включение устного народного творчества в образовательную деятельность педагогов и музыкального руководителя; — включение устного народного творчества в режимные процессы. Речевое развитие детей протекает как в организованной деятельности, в режимных процессах, так и в условиях специально-организованной образовательной деятельности. Важное значение в работе имеет взаимодействие с родителями. Работа с родителями включает в себя следующие мероприятия: — заочные и очные консультации по развитию речи детей с помощью устного народного творчества. — участие родителей, бабушек и дедушек в праздниках, благодаря этому устанавливается связь поколений и прочных взаимоотношений между родителями и детьми, приобщение детей и родителей к народным истокам. Вся работа помогает комплексно подойти к проблеме социально — нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
|