Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности по закреплению обобщающих понятий у детей с использованием технологии «кластер»
Развитие речи у детей
Автор: Зуева Юлия Евгеньевна   
14.10.2024 21:17

Конспект образовательной деятельности по закреплению обобщающих понятий у детей с использованием технологии «кластер»Конспект образовательной деятельности по закреплению обобщающих понятий у детей с использованием технологии «кластер»

Примечание: У детей с нарушениями речи существуют общие проблемы с речью – это касается не только звуковой ее стороны, но и лексической, грамматической и фонетической. Мы ведем расширенную работу по обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя и фонетических процессов. Одной из наиболее сложных задач для детей с нарушениями речи является овладение обобщающими понятиями. Для овладения ими в своей работе мы используем технологию «кластер».

Цель: Закреплять умение детей использовать кластеры для обобщения понятий «Транспорт», «Овощи», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда»

Задачи:

  • Активизировать и расширять словарный запас детей по темам «Транспорт», «Овощи», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда»; совершенствовать грамматический строй речи, закрепляя умение употреблять в речи предлоги на ориентацию предмета в пространстве (на, под, за, около и т.д.)
  • Развивать логическое мышление, память, внимание
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим, желание придти им на помощь, культуру поведения в социуме.

Оборудование:

 

Кластеры «Транспорт», «Овощи», «Дикие животные», «Мебель», «Посуда»; магнитная доска, телевизор, слайды, тени диких животных, браслеты с геометрическими фигурами, отрывок из мультфильма «Винни — пух» (советская версия), аудиозаписи: музыка Е. Железновой «Веселая мышка», «Автобус»; загадки «Овощи»

Ход образовательной деятельности:

(звучит запись из мультфильма «Винни — пух» (советская версия)

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!)

- Ребята, а Вы любите ходить в гости?

- Хотите отравиться в гости?

- А знаете, к кому мы отправимся? Это вы сейчас легко узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма «Винни — пух и все, все, все»

- К кому же мы отправимся сегодня в гости? (к Кролику!)

- Молодцы! Правильно! Мы сегодня отправимся к Кролику, ему требуется небольшая помощь. Поможем, ребята?

- Скажите, на чем мы можем добраться до Кролика? (варианты ответов детей)

- Ребята, давайте мы с вами рассмотрим картинки (кластер «Виды транспорта») и назовем на чем можно отправиться к Кролику. Помните, что ваши ответы должны быть полными. (в центре воспитатель выставляет обобщающую картинку «Виды транспорта», а дети, каждый по очереди выкладывают картинки (к стрелочкам) и называют их)

- Молодцы, ребята! А теперь подумайте, как назвать все эти картинки одним словом? (транспорт)

- Ребята, нас очень много, поэтому я предлагаю нам отправиться к Кролику на автобусе. В автобусе нам всем хватит места. Поедем? Но чтобы поехать на автобусе, нам нужны билеты.

У нас с вами необычные билеты. У каждого из вас на руке браслет. Что вы видите на нем? Как называются эти предметы? Как их назвать одним словом? (геометрические фигуры) Занимайте места согласно изображению на вашем браслете

(Дети садятся на стульчики в соответствии с изображением геометрической фигуры на браслете)

- Молодцы! Вы все правильно выбрали места. Мы отправляемся.

(Воспитатель с детьми выполняет движения под музыку Е. Железновой «Автобус»)

«Автобус»

Вот мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим!

И из окошечка глядим,

Все гляди!

Глядим назад, глядим вперед!

Вот так вот!

Ну, что ж автобус не везет, не везет!

Колеса закрутились:

Вот так вот! / 2 раза.

Вперед мы покатились:

Вот так вот! / 2 раза.

А щетки по стеклу шуршат:

Вжиг-вжиг-вжиг! / 2 раза

Все капельки смести хотят:

Вжиг-вжиг-вжиг!

Пускай автобус наш тресет:

Вот так вот! / 2 раза.

Мы едим, едим все вперед

И вперед...

И мы не просто так сидим:

Биб-биб-биб!

Мы громко-громко все гудим:

Биб-биб-биб! / 2 раза

- Вот мы и приехали.

(Воспитатель надевает на руку куклу Кролика и далее говорит от его лица).

Кролик: — Ребята, вы, наверное, проголодались с дороги? Давайте приготовим с вами салат! Разгадайте загадки и назовите, из чего мы будем готовить салат.

Загадки: (по мере отгадывания загадок ребята выбирают изображения отгаданных предметов и выкладывают их на доске к стрелочкам)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (Капуста).

Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (Лук).

Расту в земле на грядке я —

красная, длинная, сладкая. (Морковь).

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно... (Огурец).

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это… (перец)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (редиска)

На кустах тепличных красные плоды,

Толстые, пузатые, узнаешь их ты?

Как большие ягоды на веточках висят

С нетерпеньем просятся в овощной салат. (помидор)

- Ребята! Как называются все наши отгадки одним словом? (овощи)

(выложили на доске картинку с обобщающим словом «Овощи»)

- А давайте поиграем с вами в игру “Веселый огород”. Я буду называть овощ, если он растет на земле – вы будете поднимать ручки вверх, а если я назову овощ, который растет под землей, то вы будете приседать на корточки. Итак, встаем в круг и слушаем внимательно.

(Воспитатель перечисляет отгадки, а дети показывают, где растет тот или иной овощ)

- Ребята! Молодцы. А как вы думаете, кто живет по соседству с нашим другом Кроликом?

Предлагаю всем не гадать, а дать возможность (имя ребенка) найти по тени соседей Кролика и выбрать картинки с их изображением (индивидуальная работа: ребенок по тени угадывает животное, находит картинку с изображением этого животного и выкладывает картинки к стрелочкам кластера)

- А пока (имя ребенка) выполняет задание, мы с вами поможем Кролику. Кролик обращается к нам за помощью: к нему в гости приходили его друзья: Винни — пух и Пятачок. Они угостились медом и вареньем, — съели абсолютно все! А горшочки спрятали, чтобы Кролик на них не ругался.... Так вот, Кролик просит Вас помочь ему найти эти горшочки в его комнатке. Ну как, поможем?

- Вот комната Кролика. Давайте назовем, какая мебель есть в этой комнате. (Слайд 1) (Стул, стол, шкаф, кресло, кровать)

- А теперь давайте поможем Кролику найти горшочки. (Слайд 2)

(Воспитатель вначале задает вопрос и в конце вопроса добавляет имя ребенка, что позволяет удержать и сосредоточить внимание каждого ребенка в течение всего задания. Ребята отвечают полным предложением. Используются предлоги на, за, под, около, перед и т.д.).

  • Где находится розовый горшочек, имя?
  • Где находиться красный горшочек, имя?
  • Где находиться синий горшочек, имя?
  • Где находиться зеленый горшочек, имя? И т.д. по количеству детей

Кролик: — Большое спасибо вам, ребята, за то, что помогли найти все горшочки.

(обращаемся к ребенку с индивидуальным заданием)

-...., ты угадал соседей Кролика? Назови их. Ребята, как мы можем назвать их одним словом? (дикие животные) (завершаем кластер выкладыванием картинки с обобщающим словом) Молодец,..., отлично справился с заданием!

- Ребята, а у Кролика в домике живет проказница мышка!

(Дети выполняют движения под музыку Е. Железновой “Веселая мышка”)

Веселая мышка перчатку нашла, – ритмично выбрасывать пальчики из кулачка

Гнездо, в ней устроив, – ладони рук соединить в “тарелочку”

Детей позвала – сжимая пальцы рук, звать к себе

Им корочку хлеба дала пожевать, – тереть кулачок о кулачок

Отшлепала всех и отправила спать – шлепки ладошка о ладошку

Веселая мышка перчатку нашла, – ритмично выбрасывать пальчики из кулачка

Гнездо, в ней устроив детей, позвала – ладони рук соединить в “тарелочку”

Им корочку хлеба дала пожевать – тереть кулачок о кулачок

Погладила всех и отправила спать– поглаживать руку рукой.

- Ребята, проказница — мышка со своими детками (а как зовут деток мышки?) разбросали всю посуду. Давайте поможем Кролику навести порядок на кухне!

(предложить ребятам из картинок выбрать посуду, назвать ее и выложить кластер вокруг обобщающего слова)

Молодцы, ребята! Как же мы называем одним словом все эти предметы? (посуда)

- Молодцы, ребята! И с этим заданием Вы прекрасно справились!

- Хорошо в гостях, но нам, уже пора отправляться в обратную дорогу, нас ждут в детском саду! Попрощаемся с Кроликом!

Заключение:

- Что ж, ребята, мы с вами отлично съездили в гости к Кролику! Для чего мы ездили к Кролику? Вам понравилась поездка?

- Вы все большие молодцы! Отзывчивые, дружелюбные и веселые ребята!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год