Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «С кубиком играем – речь развиваем» (подготовительная группа)
Развитие речи у детей
Автор: Шаргаева Марина Владимировна   
03.08.2024 06:06

Конспект занятия «С кубиком играем – речь развиваем» (подготовительная группа)Конспект занятия «С кубиком играем – речь развиваем» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю.А. Гагарин»

Авторская методическая разработка ООД «С кубиком играем – речь развиваем»

Шаргаева Марина Владимировна

1. Пояснительная записка

1. 1. Проблема развития речи является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников. Основная задача речевого развития детей овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возраста и развитие коммуникативных способностей.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение. В своих занятиях для развития речи детей дошкольного возраста использую игровую форму занятий. В игровой форме дети осваивают и закрепляют словарь, понятие величины, формы, цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, выполняют артикуляционные и дыхательные упражнения, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Важной задачей для педагога является заинтересовать ребёнка, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. И по мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей.

 

Скачать конспект

1. 2. Тематическое направление

Развитие речи

1. 3. Тема методической разработки и обоснование выбора

«С кубиком играем – речь развиваем».

В старшем дошкольном возрасте роль игры в речевом развитии ребёнка крайне важна, особенно касаемо изучения звуков и состава слов, определения фонем по звучанию, подбора определений, расширения словарного запаса. Только игрой можно увлечь дошкольника, сделать игры по развитию речи интересными, а материал запоминающимся. Для занятий по речевому развитию я использую большой кубик, на каждой грани которого, располагаются сменные картинки с заданиями. Данная методическая разработка очень удобна тем, что задания на кубике могут меняться в зависимости от поставленных цели и задач, в зависимости от уровня усвоенного материала. В данном конспекте приведены 6 речевых заданий: на развитие речевого дыхания, на выразительность речи, артикуляционная гимнастика, составление предложения по картинкам, правильное произношение окончаний в словах, деление слов на слоги. Работая с «Кубиком» педагог имеет возможность подбирать задания разной степени сложности, в зависимости от уровня усвоения детьми программного материала; характер задания в соответствии с возможностями каждого ребёнка; делать видимыми проблемы в развитии ребёнка, трудно обнаружимые в традиционном обучении.

1. 4. Целевая аудитория

Дети подготовительной к школе группы с ЗРР (6 лет). Можно использовать как для маленькой подгруппы 2-3 ребёнка, так и для большой подгруппы.

1. 5.Цель

Получение новых и закрепление имеющихся знаний в области речевого развития. Получение удовольствия от игры.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать фонематический слух и умение определять количество слогов в слове; упражнять в умении делить слова на слоги;
  • Упражнять в составлении простых и сложноподчинённых предложений;
  • Упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательными;

Развивающие:

  • Способствовать развитию грамматического строя речи;
  • Способствовать развитию связной монологической речи;
  • Развивать быстроту мышления, память, воображение с помощью игровых упражнений.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения;
  • Воспитывать умение работать в коллективе, умение понимать и самостоятельно выполнять задания;
  • Воспитывать доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.

Ожидаемый результат:

  • ребёнок выражает свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении;
  • пересказывает или составляет рассказ по серии сюжетных картинок;
  • у ребёнка сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа;
  • ребёнок инициативен, самостоятелен в выборе игры и партнёров по игре;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализует в различных видах деятельности.

1. 6.Форма проведения

Игровая образовательная деятельность (игра – основной вид деятельности ребёнка, поэтому донести информацию до ребёнка легче через игру).

1. 7.Педагогические технологии

Игровая, здоровьесберегающая, сотрудничества.

Методы

Словесный (вопросы, объяснения, художественное слово).

Наглядный (использование карточек и иллюстраций).

Игровой (дидактические и подвижные игры).

Приёмы

Рассказ воспитателя.

Дидактические игры.

1. 8.Ресурсы, необходимые для проведения ООД

Большой кубик с заданиями на каждой грани; кубики «Эмоции» и «Выразительность речи»; дыхательные тренажёры; карточки «Составь предложение»; «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками; карточки и кармашки для игры «Подели на слоги», игрушка для артикуляционной гимнастики.

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите играть в кубики? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю поиграть вам с этим необыкновенным кубиком, он таит в себе много интересных игр. Мы с вами будем по очереди бросать его и выполнять задания, выпавшие на его грани. Согласны? (Дети по очереди бросают кубик, а воспитатель задаёт задания)

1 грань – «Артикуляционная гимнастика». (Вариант – скороговорки)

(Важно не количество упражнений, а их правильный подбор для каждого конкретного ребенка и качество выполнения. Упражнения подбирают, следуя задаче добиться правильного произношения звуков, нарушенных у ребенка. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в виде игры, используя шуточные названия и сравнения при показе движений, привлечение картинок, ярких игрушек, забавных сказочных героев, стихов).

«Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-15 секунд.

«Иголочка» — рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.

«Вкусное варенье» — высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.

«Качели» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.

«Лошадка» — прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.

(Для удобства, можно использовать игрушку с подвижным языком. Тогда воспитатель одновременно может показывать и объяснять упражнение).

2 грань – «Я считаю до пяти».

(Для задания необходим «Волшебный мешочек с мелкими игрушками). Ребёнок вытаскивает из мешочка игрушку, например синюю машинку, и просчитывает количество машин до пяти. Важно обращать внимание на произношение окончаний. Дети следят за правильностью выполнения друг друга.

Одна синяя машина

Две синих машины

Три синих машины

Четыре синих машины

Пяти синих машин□

3 грань – «Артисты».

(Для игры понадобятся речевые кубики «Эмоции» и «Выразительность речи»). Эта игра помогает детям расслабиться. Раскрепоститься, научиться не бояться публики. Во время показа воспитателю необходимо быть максимально эмоциональным.

Бросаем 2 кубика и произносим слово или фразу, сочетая выразительность и эмоцию. Например: спросить грустно, спеть радостно и т.д.

4 грань – «Речевое дыхание».

(От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания в детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем).

Можно использовать упражнения на речевое дыхание, а можно использовать дыхательные тренажёры.

«Ветер дует»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко, (Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко, (Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко, (Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)

Я подую близко. (Руки положить на грудь и подуть на них.)

5 грань – «Составь предложение по картинкам».

(Для этой игры понадобятся карточки с предложениями, в которых каждое слово имеет своё изображение). Цель игры– развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.

Воспитатель выкладывает карточки на столе. Каждый ребёнок выбирает карточку и составляет предложение. Можно взять предложения, из которых дети смогут вместе собрать маленький рассказ.

6 грань – «Деление слов на слоги».

(Для игры понадобится ТРИЗовский домик или любые коробочки с обозначением количества слогов, карточки с изображением животных или др.) Цель игры — упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.

Воспитатель показывает домик и говорит, что в него должны заселиться животные. На первый этаж заселяются животные, в названии которых один слог, на второй этаж — два слога и т.д. Дети определяют количество слогов и расселяют животных.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами здорово поиграли и поработали с нашим кубиком. Расскажите, какие игры вам особенно понравились? Были ли у кубика сложные для вас задания? Вам хотелось бы ещё играть с такими кубиками?

(Опираясь на ответы детей воспитатель может планировать дальнейшую работу с «Кубиком».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год