«Игровые технологии, направленные на развитие дыхания у детей с ТНР» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Малышева Анна Александровна Охундадаева Иродахон Махамадаминовна Шапыпова Алена Алфеевна | |||
16.07.2024 19:22 | |||
«Игровые технологии, направленные на развитие дыхания у детей с ТНР»
В последние годы возросло и продолжает расти число детей с тяжелыми нарушениями речи. Для данной категории детей, помимо нарушений звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, характерно нарушение речевого дыхания. Дыхание – это жизнь. С этим утверждением вряд ли кто-то согласится поспорить. Если без еды и воды наш организм может обходиться какое-то время (несколько дней), то без воздуха можно обойтись всего лишь несколько минут.
Речевое дыхание-это управляемый процесс. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а мы работаем именно с данной категорией детей, имеет свои особенности. Чаще всего наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу возрастных особенностей детей с ТНР и соматической ослабленности:
-Неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков. Вот поэтому с детьми с ТНР необходимо проводить различные игры, игровые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания. Для организации игр на развитие речевого дыхания можно использовать любые предметы и игрушки. Важно только, чтобы они наглядно демонстрировали ребёнку воздействие на него силы и длительности выдоха (Это всевозможные ватные шарики и диски, вертушки-цветочки, пёрышки, полоски бумаги, лёгкие игрушки, теннисные шарики и прочее). В своей работе мы с коллегами используемв том числе и различные игры, которые сделаны самостоятельно (то есть своими руками) При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, а у некоторых детей даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Сам раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным. Все упражнения, которые мы используем в своей работе с детьми с ТНР, составлены в соответствии с дидактическими принципами коррекционной работы. А это:
При выполнении дыхательной гимнастики важно соблюдать следующие условия:
Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать паузу на 2-3 секунды. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 3 минут. Эти дыхательные упражнения стали частью утренних зарядок, физкультминуток, бодрящей гимнастики, непосредственно-образовательной деятельности, индивидуальной работы. Одно упражнение закрепляется в течение недели и может быть как связано с изучаемой лексической темой, так и быть произвольным, исходя из поставленных коррекционных задач. Вот некоторые упражнения, которые мы используем в работе с детьми с ТНР. Это «Листопад», «Мыльные пузыри», «Футбол», «Поиграем в сказку», «Пропеллер», «Толстячки и худышки» и др. Правильное речевое дыхание-это основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, что дает возможность быстрее поставить нарушенные звуки. А применение игровых технологий делает эту работу интересней! Список литературы
|