Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование связных высказываний у детей с речевыми нарушениями средствами мнемотехники
Развитие речи у детей
Автор: Зонова Вита Анатольевна   
15.07.2024 23:02

Формирование связных высказываний у детей с речевыми нарушениями средствами мнемотехникиФормирование связных высказываний у детей с речевыми нарушениями средствами мнемотехники

Зонова Вита Анатольевна Воспитатель высшей категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 «Родничок»

Введение

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

 

Скачать конспект

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.

В речи детей существует множество проблем:

  • недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ
  • бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой и др.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач по формированию общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно связность речи может помочь в решении этих задач.

Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях» (педагог-психолог Сохин Ф.А.).

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

В моей практике были трудности при обучении связной речи. А поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), поэтому дети не могли самостоятельно сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В сложившейся ситуации все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

I. Концептуальные основы педагогической деятельности

1. 1. Идея наглядности в трудах педагогов и психологов

При всем многообразии принципов дошкольной дидактики, используемых в работе, ведущим является принцип наглядности. Поскольку образные средства являются центральным звеном в обучении детей дошкольного возраста.

Идея наглядности разрабатывалась многими выдающимися педагогами. В своих работах они называли наглядность основным фактором, облегчающим процесс становления связной речи. Обращали внимание на то, что рассматривание предметов, картин помогает называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Так И.Г. Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову». К.Д. Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место – вещь, как предмет познания речи». Об этом говорил еще Я. А. Каменский.

В своих работах Л.С. Выготский указывал на второй вспомогательный фактор – моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности.

Т.В. Большева в своем пособии «Учимся по сказке», представила цикл занятий по обучению детей пересказу сказок с использованием моделей.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволяет сделать соответствующие выводы. В своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:

  1. Наглядность.
  2. План высказывания.

Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника».

наглядность мнемотехника познавательный речевой

1. 2. Мнемотехника как средство развития связной речи детей

Дошкольный возраст – это период активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.

В результате у ребенка формируется восприятие, развивается речевая культура. Но развитие речи невозможно без развития памяти. Память способствует усвоению общественного опыта, расширению связей с окружающей действительностью. У дошкольников память носит непроизвольный характер. Поэтому для запоминания и припоминания необходимо воспитывать определенные приемы. В этом помогает мнемотехника, что в переводе с греческого значит «искусство запоминания».

Известно, что человеческая память устроена так, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. То, что ассоциируется – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить то, что не наблюдал, а наблюдать можно то, что его заинтересовало. Деятельность ребенка тоже построена на интересе. Известно, что основное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их качеств, свойств, признаков, действий. Представления составляют опору для рассказывания. Без них ребенок не может усвоить обобщающие понятия. На протяжении всего дошкольного детства ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематичными. Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти картинность. На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими представлениями. Благодаря памяти меняется процесс восприятия. В восприятии на основе сложившихся представлений предметы приобретают характер знаковости.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления, которое опирается на образы; чем больше образов хранится в памяти, тем разнообразнее и точнее мыслительное оперирование ими. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца и другими, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, к пространственному моделированию. Для развития у ребенка богатого воображения, способности к замещению, умения находить взаимосвязи, необходимо научить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким-либо символом реальный образ, или несколько образов, отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. При составлении таблицы можно использовать любые значки, главное, чтобы они ассоциировались с теми или иными понятиями, были доступны детям. Чем схематичнее изображение, тем лучше. Использовать его можно по — разному. Следовательно, повышается степень самостоятельности ребенка, предоставляется широкое поле для его фантазии, задание становится более творческим.

Использовать схемы можно при различных видах рассказывания. При пересказе опорным в таблице является изображение главных героев, через которое идет понимание содержания, осознание их поступков. На схемах дети наглядно видят всех действующих лиц. При составлении описательных, творческих рассказов схема служит средством планирования высказывания. Это позволяет детям при рассказывании концентрировать основное внимание на правильном построении высказывания, на воспроизведении в своей речи слов и выражений, характерных для данного произведения.

Для младшего и среднего возраста лучше использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти малыша лучше фиксируются цветные зрительные образы: солнышко — желтое, тучка — голубая и т. д. Для старшего возраста используют черно – белые изображения.

Делая вывод, можно сказать, что применение метода мнемотехники позволяет решать следующие задачи:

  1. Значительно сокращается время на запоминание, осмысление и воспроизведение информации.
  2. Совершенствуется восприятие.
  3. Развиваются основные психические процессы – внимание, образное мышление, память, ядром которых является речь.
  4. Происходит развитие творческого познания.

Поэтому решила применить данный метод в своей работе.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. 1. Диагностика уровня развития связной речи детей (начало года)

Первичная диагностика осуществлялась методом наблюдения. По ее результатам были сделаны выводы. У детей существуют проблемы в различных сторонах речевого развития.

В дошкольном возрасте имели место наиболее типичные трудности, которые в разной степени проявлялись на всех возрастных этапах:

  1. Недостаточно развита мыслительная деятельность (мыслительные операции, познавательные процессы и способности)
  2. Уровень сформированности связной речи у многих детей не соответствует возрасту, что проявляется в следующем:
  • неспособность грамматически верно построить предложение
  • недостаточный словарный запас, бедность речи
  • слабо развитая диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, выстроить лаконичный, либо развернутый ответ
  • при построении описания не умеют самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, удержать в памяти последовательность выявленных признаков
  • при пересказе не соблюдают структуру, небольшой объем текста, не используют в речи авторские средства выразительности
  • не могут самостоятельно развить сюжетную линию в творческих рассказах, испытывают затруднения в логическом обосновании собственных утверждений и выводов
  • при заучивании стихотворений не могут запомнить текст.

2. 2.Особенности отбора и конструирования содержания обучения

Основные задачи развития связной речи решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.

Средний дошкольный возраст.

Основная задача – дальнейшее развитие разговорной речи.

  1. Используют элементы монологической речи в сообщении о выполнении поручений, в разговорах со взрослыми, в совместной творческой деятельности по договариванию стихов, в пересказе известных текстов.
  2. Составляют описательные рассказы, отражая знания о назначении предмета, его строении, назначении частей, качествах и свойствах материала, из которого он сделан и о других ярко выраженных особенностях: цвет, форма, величина и др.
  3. Рассказывают об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из двух – трех предложений.

Старший дошкольный возраст

Центральным направлением работы является воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монологической речи.

  1. Самостоятельно (или с незначительной помощью взрослого) пересказывают небольшие литературные произведения.
  2. Составляют короткие описательные рассказы по картинам.
  3. Придумывают повествовательные рассказы по игрушкам, описательные загадки и загадки со сравнением.
  4. Составляют рассказы из собственного опыта.
  5. Пользуются элементарными формами объяснительной речи.
  6. 3.Пересказ текста с использованием мнемотаблицы.

Пересказ – сравнительно лёгкая речевая деятельность, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.

И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т. д.

С детьми старшей группы на занятиях я предлагаю картинно-графический план рассказа, а в подготовительной к школе группе я учу детей делить текст на значимые части, самостоятельно придумывать и зарисовывать план пересказа текста. Все рассказы детей мы записываем в “Альбом детского словотворчества”.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

  1. этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В средних группах — с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и «вкусным» мнемоника справляется просто великолепно.

2. 4.Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.

Описание – это наиболее трудный вид в монологической речи. Успешность его составления зависит не только от уровня речевой подготовленности, но и от умения ребенка выделять наиболее существенные признаки объекта.

Начинается описание с общего тезиса, определяющего и называющего объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему.

Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметы или сюжетные картинки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний позволяет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.

В каждой возрастной группе предъявляются свои требования к описательному рассказу. Меняются подходы к обучению.

В средней группе постепенно подвожу детей к составлению небольших самостоятельных рассказов – описаний.

Составление описательных рассказов по сюжетной картине

это — наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Для составления рассказа по сюжетной картинке (Приложение №3) картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Собираем урожай».

При составлении повествовательного рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Применила в своей практике обучение составлению рассказов – описаний о сезонных явлениях природы. Сложность данного вида монологического высказывания в том, что ребенок должен не только иметь конкретные представления об окружающем мире, но и уметь сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства. Классифицировать объекты и явления по существенным основаниям. Устанавливать и выражать в речи связи разной степени сложности и содержания: структурно – функциональные, причинные, пространственные и др.

Живя в районе Крайнего Севера, дети не имеют возможности наблюдать за сезонными изменениями в природе. Применение данного вида рассказывания при помощи мнемотехники облегчает понимание происходящего.

Этапы работы.

  1. Беседа о сезонных явлениях. При ответах детей выкладываю соответствующий символ.
  2. Самостоятельное составление рассказа с опорой на таблицу.
  3. Анализ рассказов с участием детей.

Осуществляя комплексный подход к решению задач по становлению у детей описательной речи, применяю в своей работе дидактические игры, способствующие накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи. Провожу наблюдения и беседы, способствующие формированию целостной картины мира.

Делая вывод, можно отметить, что применение приема мнемотехники при составлении описательных рассказов служит не только средством планирования высказывания, но и способствует активному проявлению любознательности, стремлению глубже познать явления природы, формирует интерес к овладению способами познания. Развивает умение создавать содержательное монологическое высказывание.

2. 5. Составление творческих рассказов с использованием приёмов мнемотехники

Первые творческие рассказы дети начинают создавать уже в средней группе детского сада. Но возможность полноценного развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, обогащается их словарный запас. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский). Словесное творчество наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элементы творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческое рассказывание» — условное название рассказов, которые придумывают дети. Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему, свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее важная задача – выразительно и занимательно передать свой замысел.

В основе речевого творчества, как отмечает О.С. Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в т. ч. и малых фольклорных форм, в единстве содержания и художественной формы.

Дети 5-6 лет любят придумывать сказки и истории. Я разработала специальное пособие по составлению творческих рассказов и историй, которое помогает детям правильно составить этот рассказ.

У детей закрепится понятие о структуре рассказа (начало, середина и конец). Они научатся правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ или сказку.

Пособие включает две общие карты – схемы №1 и карты – схемы №2, 3 – помощники для составления рассказа.

Можно использовать общую карту-схему №1 и с её использованием составлять рассказ. 2-й вариант использования данной схемы – разрезать её по горизонтали (по 3 квадрата) и склеить – получится карта –схема из 6 квадратов. Также карту-схему №1 можно разрезать по вертикали для того, чтобы варьировать варианты игры: можно начать рассказ не с первого квадрата, а с любого другого. Это будет служить началом рассказа.

2. 6. Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц

Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

Малыши быстро запоминают короткие стихотворения, в которых много глаголов и существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.

В старшем возрасте дети запоминают значительно большие по объему произведения, которые содержат сложные речевые обороты, эпитеты, метафоры.

Программные требования к подбору стихотворений.

Средний возраст.

  1. Более сложные по содержанию и форме.
  2. Увеличивается объем стихотворения.
  3. В содержании могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, эпитеты, метафоры.

Старший возраст.

  1. Достаточно сложные по содержанию и художественным средствам.
  2. Совершенствуется умение осмысленно, ясно и выразительно читать наизусть, проявлять инициативу и самостоятельность.

Существует много методик заучивания стихотворений. Я применила в своей практике заучивание при помощи мнемотехники.

Этапы работы в среднем возрасте:

1. Предварительная работа.

Знакомлю с автором, читаю одно его стихотворение. Предлагаю рассмотреть иллюстрации в книге. Провожу наблюдения, связанные с содержанием запланированного стихотворения.

2. На занятии выразительно читаю наизусть.

3. Провожу беседу по содержанию. Побуждаю детей к ответам стихотворными строками. Ответы детей сопровождаю открыванием символов.

4. Нацеливаю на запоминание. Повторно читаю стихотворение с опорой на таблицу.

5. Предлагаю прочитать самому сильному ребенку. Помогаю следить по таблице.

6. Рассказывание стихотворения двумя-тремя желающими детьми. (Подсказываю отдельные слова).

7. Предлагаю дорисовать символы в таблице и рассказать дома маме.

Этапы работы в старшем возрасте.

  1. Предварительная работа. Знакомлю с автором. Читаю одно -два его стихотворения. Провожу дидактические игры, в ходе которых объясняю значения незнакомых или непонятных слов в запланированном стихотворении, стараясь связать их с жизненным опытом детей.
  2. На занятии выразительно читаю стихотворение наизусть.
  3. Задаю вопросы по содержанию. Ответы детей сопровождаю открыванием символов.
  4. Повторно читаю стихотворение с опорой на таблицу.
  5. Предлагаю прочитать самому сильному ребенку.
  6. Чтение стихотворения двумя — тремя желающими детьми. Подсказываю отдельные слова.
  7. Предлагаю зарисовать таблицу, и разместить ее в своем «сборнике» стихотворений.

Заучивая стихотворение, не требую полного запоминания на одном занятии. Использую повторение в свободное время. Меняю форму повторения: читаем по ролям, по цепочке, использую пластические этюды. Очень часто дети прибегают к самостоятельному повторению, использованию таблиц в своих творческих играх, что свидетельствует о высокой степени заинтересованностью мнемотехникой.

Делая вывод, можно сказать, что применение мнемотаблиц для заучивания стихотворений ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым развитию памяти, внимания. Обогащает речь детей образными выражениями, что оказывает огромное влияние на формирование монологических высказываний.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к заучиванию стихов я разработала специальное пособие, используя приём мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, предметов, некоторых действий (при помощи стрелок разной конфигурации), т.е. можно нарисовать всё то, что необходимо для последовательного запоминания стихотворного текста в доступной для детей форме.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Всё очень доступно и понятно детям. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения, в старшем дошкольном возрасте, ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

III. Заключение

Использование данной технологии в работе даёт на протяжении двух лет устойчивые результаты. (приложение№3)

Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: развитие визуального мышления; выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); формирование способности к эффективному самостоятельному обучению. Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов: у детей увеличился круг знаний об окружающем мире; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; повысился интерес к заучиванию стихов; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивостьДети научились излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

Таким образом, работа показала, что дети дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения с использованием мнемотехники. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребенка и более результативным.

Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности обучения детей дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективами в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. Данный метод помогает сложное сделать доступным и интересным для детей, а к этому стремится каждый профессионал. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

В дальнейшем планирую продолжить использование приёмов мнемотехники в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.

Инновационный характер использования метода мнемотехники заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

Новизна моего опыта состоит в разработке дидактических пособий «Учим стихи по картинкам», «Маленький сказочник», «Пересказываю сам». (приложение, 5, 6, 7, 8)

Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяются представления ребенка об окружающем мире, развиваются психические процессы, формируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка и его готовности к успешному обучению в школе.

Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Как научить ребёнка запоминать стихи: Методическое пособие. – М.: Т.Ц. Сфера, 2010. – 96 с. (Детский сад с любовью).
  2. Акимова, Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
  3. Большева, Т.В. «Учимся по сказке». С.-Петербург: «Детство-пресс», 2001.
  4. Белоусова, Л. Весёлые встречи. – СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2003.
  5. Гуськова, А.А. Обучаем дошкольников пересказыванию. – М.: Творческий центр «Сфера», 2014. – 64 с. (Библиотека Логопеда). (9)
  6. Житникова, Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение», 1985.
  7. Малетина, Н.С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». – 2004. — №6.
  8. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 1990. — №10.
  9. Ушакова, О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». Москва: Творческий центр «Сфера», 2003.
  10. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». – 2006. — №3.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год