Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нормы развития речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Христофорова Светлана Сергеевна   
10.07.2024 23:51

Нормы развития речи детей старшего дошкольного возрастаНормы развития речи детей старшего дошкольного возраста

Ежегодно в первые недели сентября с согласия родителей проводится диагностика речи первоклассников. Как практикующий длительное время работы в школе логопед, в этой статье хотела бы поделиться своим опытом, в первую очередь, с родителями будущих первоклассников, рассказать о требованиях к речи учащихся, раскрыть «секреты» диагностики, обратить внимание на часто встречающиеся ошибки и тем самым помочь их предупреждению.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Пройдя предыдущие этапы становления речи, к школьному возрасту ребенок должен иметь обширный словарный запас от 7000 до 20000 слов, правильный грамматический строй, развитый фонематический слух, уметьправильно произносить все звуки речи, владеть элементарными формами звукового анализа и связной речью. В этой статье остановимся подробнее на обследовании словарного запаса первоклассников, а в следующей — на остальных компонентах диагностики речи. Информация будет полезна для родителей детей 6-7 лет.

 

Словарный запас. Имена существительные.

К началу обучения в школе ребёнок должен уметь объяснять значение слов через подведение под обобщённое, более глобальное представление с указанием дифференциальных признаков слова. Например, на вопрос логопеда: — Что такое яблоко? Или что такое холодильник? В норме ребёнок должен ответить: яблоко – это фрукт, холодильник – электроприбор. Дети с речевым нарушением объясняют значение слов через называние его функций: яблоко- его едят или яблоко- оно растёт на дереве, холодильник – чтобы хранить продукты, туда кладут еду, он замораживает.

Ребенок должен уметь показывать и называть части предмета. Из каких частей состоит, например, кастрюля, машина, кукла, стул, рубашка? Зачастую дети либо не знают названий частей: кастрюля — ручки, крышка, а стенки и дно не называют, либо называют неправильно части, например, стул – «грядушка» (спинка), «сидушка» (сиденье), «палки» (ножки), либо заменяют названия частей предмета названием целого, например, циферблат – «часы», дно – «кастрюля».

Ребёнок должен знать названия домашних и диких животных, названия их детёнышей. Логопед: — У кошки котята, а у собаки кто? Неправильные ответы: собачата, маленькие собачки; у свиньи – свинки, свинята, свинюшки и т п.

Знать профессии. Логопед: — Как мы называем людей, которые водят автобусы, машины? Кто они по профессии? Неверные ответы: дядя, папа, вместо водитель или шофёр. — Кто продаёт в магазине товары? Тётя, вместо продавец. Иногда ребёнок заменяет название профессий названиями действий. Например, вместо балерина – «тётя танцует», певец – «дядя поёт» и др.

Бедность словаря проявляется также в том, что дети не знают обобщающих слов (родовых понятий) и видовых примеров названий ягод, цветов, деревьев, птиц, рыб, мебели, транспорта, инструментов и т.д. Иногда происходит замена видовых понятий родовыми и наоборот: воробей – «птичка», деревья — «ёлочки», обувь – «ботинки», цветы – «ромашки». Чаще преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие: лось – олень, тигр – лев, грач – сорока, лимон – апельсин, ландыш – тюльпан, сковорода – кастрюля, весна – осень, сахарница – чайник, ресницы – брови.

Специальное обследование лексических значений позволяет выявить полное незнание некоторых слов: болото, озеро, ручей, петля, локоть, ступня, беседка, веранда.

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребёнок соотносит его с определённым звуковым образом, перебирая в своём сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закреплённости его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. Например, стручок – стульчик (в одном стручке сидели горошины – «на одном стульчике сидели горошины»), персик – перец, косарь – кассир, кисть винограда – куст винограда. В норме процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано.

Словарный запас. Имена прилагательные.

Дошкольники 6-7 лет должны уметь описывать, характеризовать предмет с разных сторон. – Яблоко какое? (по цвету, вкусу, форме, весу, размеру и т. д.) – Ёжик какой? (по характеру и т. д). Критерии, как опоры или алгоритм, по которым описывают предмет, логопедом не называются.

Бедность словарного запаса проявляется, если ребёнок характеризует предмет по основному признаку (яблоко вкусное, ёжик колючий) Чаще всего в роли ведущего признака выступают у таких детей цвет и размер (гриб коричневый, мышка маленькая).

Дети должны уметЬ подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Высокий – низкий, длинный – короткий и т. д. Часто происходит замещение признаков: высокий, широкий, длинный – «большой», короткий, узкий, низкий – «маленький». Вместо антонимов дети со скудным словарным запасом подбирают слова с частицей «не»: весёлый – невесёлый, толстый – нетолстый и др.

Словарный запас. Глаголы.

В глагольном словаре дошкольников с нарушением речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает: спать, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения: ползёт – идёт, чирикает – поёт, вяжет – шьёт, купает – моет, косит траву – подрезает траву, гладит утюгом — проводит утюгом.

Также наблюдается незнание значений ряда предлогов и неверное их употребление. Особую трудность в понимании и употреблении представляют предлоги «между», «из-за» и др.

Формирование лексики (словарного запаса) у ребёнка тесно связано с процессами словообразования, т.к. по мере развития словообразования словарь ребёнка быстро обогащается за счёт производных слов.

В процессе речевого развития ребёнок знакомится с языком как системой, но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее, правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребёнком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребёнка.

Примеры игр для обогащения словарного запаса:

  1. Угадай предмет по описанию;
  2. Скажи наоборот;
  3. Один – много;
  4. Кто больше подберёт слов – описаний;
  5. Из чего сделано?;
  6. Угадай предмет по названию его частей;
  7. Угадай мою профессию;
  8. Игры в животных. Найди свою маму и назови себя.

По мере развития речи ребёнка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения всё большего количества правил, закономерностей языка.

«Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, т.к. к этому возрасту ребёнок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Не смотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется». (А. В. Захарова)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год