Нормы развития речи детей старшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Христофорова Светлана Сергеевна | |||
10.07.2024 23:51 | |||
Нормы развития речи детей старшего дошкольного возраста Ежегодно в первые недели сентября с согласия родителей проводится диагностика речи первоклассников. Как практикующий длительное время работы в школе логопед, в этой статье хотела бы поделиться своим опытом, в первую очередь, с родителями будущих первоклассников, рассказать о требованиях к речи учащихся, раскрыть «секреты» диагностики, обратить внимание на часто встречающиеся ошибки и тем самым помочь их предупреждению. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Пройдя предыдущие этапы становления речи, к школьному возрасту ребенок должен иметь обширный словарный запас от 7000 до 20000 слов, правильный грамматический строй, развитый фонематический слух, уметьправильно произносить все звуки речи, владеть элементарными формами звукового анализа и связной речью. В этой статье остановимся подробнее на обследовании словарного запаса первоклассников, а в следующей — на остальных компонентах диагностики речи. Информация будет полезна для родителей детей 6-7 лет.
Словарный запас. Имена существительные. К началу обучения в школе ребёнок должен уметь объяснять значение слов через подведение под обобщённое, более глобальное представление с указанием дифференциальных признаков слова. Например, на вопрос логопеда: — Что такое яблоко? Или что такое холодильник? В норме ребёнок должен ответить: яблоко – это фрукт, холодильник – электроприбор. Дети с речевым нарушением объясняют значение слов через называние его функций: яблоко- его едят или яблоко- оно растёт на дереве, холодильник – чтобы хранить продукты, туда кладут еду, он замораживает. Ребенок должен уметь показывать и называть части предмета. Из каких частей состоит, например, кастрюля, машина, кукла, стул, рубашка? Зачастую дети либо не знают названий частей: кастрюля — ручки, крышка, а стенки и дно не называют, либо называют неправильно части, например, стул – «грядушка» (спинка), «сидушка» (сиденье), «палки» (ножки), либо заменяют названия частей предмета названием целого, например, циферблат – «часы», дно – «кастрюля». Ребёнок должен знать названия домашних и диких животных, названия их детёнышей. Логопед: — У кошки котята, а у собаки кто? Неправильные ответы: собачата, маленькие собачки; у свиньи – свинки, свинята, свинюшки и т п. Знать профессии. Логопед: — Как мы называем людей, которые водят автобусы, машины? Кто они по профессии? Неверные ответы: дядя, папа, вместо водитель или шофёр. — Кто продаёт в магазине товары? Тётя, вместо продавец. Иногда ребёнок заменяет название профессий названиями действий. Например, вместо балерина – «тётя танцует», певец – «дядя поёт» и др. Бедность словаря проявляется также в том, что дети не знают обобщающих слов (родовых понятий) и видовых примеров названий ягод, цветов, деревьев, птиц, рыб, мебели, транспорта, инструментов и т.д. Иногда происходит замена видовых понятий родовыми и наоборот: воробей – «птичка», деревья — «ёлочки», обувь – «ботинки», цветы – «ромашки». Чаще преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие: лось – олень, тигр – лев, грач – сорока, лимон – апельсин, ландыш – тюльпан, сковорода – кастрюля, весна – осень, сахарница – чайник, ресницы – брови. Специальное обследование лексических значений позволяет выявить полное незнание некоторых слов: болото, озеро, ручей, петля, локоть, ступня, беседка, веранда. Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребёнок соотносит его с определённым звуковым образом, перебирая в своём сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закреплённости его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения. Например, стручок – стульчик (в одном стручке сидели горошины – «на одном стульчике сидели горошины»), персик – перец, косарь – кассир, кисть винограда – куст винограда. В норме процесс поиска слова происходит очень быстро, автоматизировано. Словарный запас. Имена прилагательные. Дошкольники 6-7 лет должны уметь описывать, характеризовать предмет с разных сторон. – Яблоко какое? (по цвету, вкусу, форме, весу, размеру и т. д.) – Ёжик какой? (по характеру и т. д). Критерии, как опоры или алгоритм, по которым описывают предмет, логопедом не называются. Бедность словарного запаса проявляется, если ребёнок характеризует предмет по основному признаку (яблоко вкусное, ёжик колючий) Чаще всего в роли ведущего признака выступают у таких детей цвет и размер (гриб коричневый, мышка маленькая). Дети должны уметЬ подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Высокий – низкий, длинный – короткий и т. д. Часто происходит замещение признаков: высокий, широкий, длинный – «большой», короткий, узкий, низкий – «маленький». Вместо антонимов дети со скудным словарным запасом подбирают слова с частицей «не»: весёлый – невесёлый, толстый – нетолстый и др. Словарный запас. Глаголы. В глагольном словаре дошкольников с нарушением речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает: спать, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения: ползёт – идёт, чирикает – поёт, вяжет – шьёт, купает – моет, косит траву – подрезает траву, гладит утюгом — проводит утюгом. Также наблюдается незнание значений ряда предлогов и неверное их употребление. Особую трудность в понимании и употреблении представляют предлоги «между», «из-за» и др. Формирование лексики (словарного запаса) у ребёнка тесно связано с процессами словообразования, т.к. по мере развития словообразования словарь ребёнка быстро обогащается за счёт производных слов. В процессе речевого развития ребёнок знакомится с языком как системой, но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. Если ребёнок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определённым, уже усвоенным ранее, правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребёнком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребёнка. Примеры игр для обогащения словарного запаса:
По мере развития речи ребёнка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения всё большего количества правил, закономерностей языка. «Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, т.к. к этому возрасту ребёнок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Не смотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется». (А. В. Захарова)
|