Нормы развития речи старших дошкольников |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Христофорова Светлана Сергеевна | |||
10.07.2024 23:54 | |||
Нормы развития речи старших дошкольников В прошлой статье мы говорили о речевом обследовании первоклассников и подробно рассматривали требования к словарному запасу. Сегодня осветим остальные критерии к речи, такие как правильный грамматический строй, звукопроизношение, развитый фонематический слух и связная речь, владение элементарными формами звукового анализа, от сформированности которых в дальнем будет зависеть успеваемость ребёнка по русскому языку Грамматический строй.
К школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. В устном общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчётливо. Примеры ошибок в образовании множественного числа существительных: глаз – «глазы», кольцо – «кольцы», ухо – «ухи», стул – «стулы», дерево – «деревы». Примеры ошибок в образовании Родительного падежа множественного числа существительных: много «глазов, кольц, листьях, звёздов, утятов». Ошибки в образовании уменьшительно -ласкательной формы: гриб – «грибик», шар – «шарчонок», платье – «платьюшко», воробей – «воробьёнок», «воробейчик». К этому возрасту практически заканчивается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т. к. ребёнок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемой на использование общих правил. Ошибки подобного характера могут свидетельствовать о нарушении грамматического строя речи. Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений. Таким образом, к словотворчеству ребёнок прибегает тогда, когда не может найти нужную грамматическую форму. Образование относительных прилагательных: кувшин из глины – «глиновый», по аналогии со словом «резиновый», варежки из шерсти – «шерстные», пенал из дерева – «деревной», стакан из стекла _ «стекловый». Образование притяжательных прилагательных. Чья лапа? Неверные ответы: «лисячья», «лисиная», «лисициная», «от лисы» вместо «лисья». Чей хвост? «Зайчиков», «зайца» вместо «заячий» и т п. ошибки. Согласование прилагательных с сушествительными в роде, числе, падеже. Примеры ошибок: Книги лежат на «большие» (больших) столах. Таня взяла «красный» (красные) ручки. Согласование числительных с существительными: шесть «вагона», два «вагонов», три «медведем», пять «пальцем», двух «карандаши». Использование предлогов. Ошибки заключаются в пропусках, заменах, недоговариваниях: «Мяч упал из полки», «Ездили магазин мамой и братом». Предложно падежные отношения. Ошибки: под «стола», в «дому», заботится об «ёжика». Игры для формирования правильного грамматического строя: «Скажи ласково», «Один – много», «Из чего сделано?» и др. Звукопроизношение. К возрасту 7 лет ребёнок в норме должен правильно произносить все звуки речи. Учитель – логопед проверяет состояние строения артикуляционного аппарата, его подвижность и иннервацию. Состояние фонематического слуха. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. К началу обучения в школе ребёнок должен уметь «слышать» звуки речи, не смешивая их между собой. Например, звонкие и глухие (т – д, п – б, с – з и др), твёрдые и мягкие (л — ль, д – дь, и т п.), свистящие и шипящие (с – ш, з – ж, сь – щ, ц – ч), сонорные (л — р, ль – й, ль – рь). Упражнения для развития фонематического слуха:
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда. К 7 годам дошкольник должен владеть простыми формами звукового анализа, т. е. уметь выделять звук из начала и конца слова. Логопед произносит слово и задаёт вопрос: — С чего начинается слово? Какой звук первый? – На что заканчивается слово? Какой звук последний? Речевой материал предлагается в следующей последовательности:
Обращаем внимание на то, что ребёнок не обязательно должен знать буквы, он должен называть именно звук, так как мы его произносим. Например, слово «мост» начинается со звука «м», а не «эм» или «мэ». Позднее ребёнок научится обозначать звуки буквами и овладеет сложными формами звукового анализа (какой звук второй, третий и т.д., между какими звуками заданный звук, какой следующий и т.д.). Очень важным является иметь развитый фонематический слух, уметь слышать звуки в потоке речи и определять их последовательность. Если на вопрос логопеда, какой звук последний, ребёнок «теряет» его, то это предпосылки к тому, что и на письме будут пропуски и недописывания. Например, в слове «окно» ребёнок последним назвал звук «н» или «к», то впоследствии он напишет «окн» с уверенностью, что написал слово целиком. Владение звуковым анализом является основным фундаментом в обучении грамоте. С целью развития звукового и слогового синтеза можно рекомендовать следующие упражнения:
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная речь, т. е. отвлечённая, обобщённая, лишённая наглядной опоры. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребёнком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, его переживаний и впечатлений. Уже к 6 годам ребёнок должен владеть правильной связной речью. Уметь составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин, пересказать текст. Таким образом, развитие речи – это та основа, от которой зависит развитие интеллекта в целом. Ребёнок, с богатым словарным запасом, правильным грамматическим строем и звукопроизношением, с развитым фонематическим слухом и связной речью, имеет отличные предпосылки к успешному овладению программы по русскому языку.
|