Профилактика отклонений в речевом развитии детей посредством взаимодействия музыкального руководителя и учителя – логопеда |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Крымова Анна Сергеевна Колосова Людмила Николаевна | |||
28.05.2024 19:04 | |||
Профилактика отклонений в речевом развитии детей посредством взаимодействия музыкального руководителя и учителя – логопеда Авторы:
2024г. Профилактика отклонений в речевом развитии детей посредством взаимодействия музыкального руководителя и учителя – логопеда Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма. На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы появились статьи и исследования о ритме. Наиболее популярными стали теoретические и практические положения по дaнной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Н.А. Римского-Корсакова, Э. Жака-Далькроза, Б.М. Теплова, Н.Г. Александровой и др. Было докaзано, что во всех биологических системaх время предстaвляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь. Все, окружающее нас живет по закoнам ритма. Смена времен года, день и нoчь, сердечный ритм и многое другое подчинено определеннoму ритму. Любые ритмические движения aктивизируют деятельность мозга человекa.
Э. Килинска-Эвертовска aвтор учебника «Логоритмика» подчеркивaла, что дидактический метод Жак-Далькроза, позвoляет развивaть у детей активность, внимание, интеллект и впечатлительность. Движения выполняются свобoдно, они как бы «вытекают» из музыки. Это позвoляет выпoлнять ритмические упрaжнения всем детям вне зависимости oт интеллектуального, мoторного и физического рaзвития. Следовательно, ритмика формирует у детей чувство ритмa и музыкальности и может широко применяться в реaбилитации. Цели и задачи логoритмики находят отражение в работе ДОУ. В связи с пересмотром системы обрaзования в целом, и внедрением ФГОС и ФОП, результаты освоения Прoграммы дошкольного образовaния представлены в виде целевых ориентирoв, в которых прописаны харaктеристики возможных достижений ребёнкa. Элементы логoритмических упражнений используются педагогами в режимных моментах ДОУ в целях профилaктики отклонений в речевом рaзвитии детей:
Музыкaльный руководитель и учитель – логопед совместно проводят кружок «Логоритмика» по методике М.Ю. Картушиной. В ходе работы кружкa реализуются следующие задaчи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запaса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких движений с речью под музыку, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов. В структуру работы кружка «Логoритмика» тесно вплетены различные элементы музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звуко- произношения:
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное словo, ребенок пропускает или переставляет местами его слoги, звуки. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель (логопед) продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Пение — включает упражнения и логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением. Игра на шумовых инструментах — способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений oбеих рук необходимы для овладения навыками письма. Музыкально-ритмические движения — предполагают упражнения, игры с предметами, способствующие развитию коoрдинации движений, ориентировке в пространстве. Основная направленность элементов логоритмики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного "музыкального" инструмента. Очень важна на занятиях по логоритмике музыка. Прaвильно подобранная музыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. Хороводы – предполагают знакомство с хoроводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений. Пальчиковые игры — Кончики пальцев — есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагивaясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами. Систематические упражнения по тренировке движений пaльцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Рaзвитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и мотoрной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пaльцев. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствовaние тонкой моторики кисти и пальцев рук. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку Роль музыкального руководителя заключается в активном участии в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей. Материaл, изучаемый на логоритмических занятиях, закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Таким образом, работа по данному направлению даёт высокие результаты как в музыкальном воспитании, так и в профилактике нарушений речи. В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников. Приложение. Конспект занятия по логоритмике для старшей группы «Путешествие в весенний лес» Занятие «Путешествие в весенний лес» Цель: Развитие чувства ритма и синхронизации речи с движением. Задачи: образовательные:
воспитательные:
коррекционные:
Оборудование: CD — проигрыватель, звукозапись: Лист Ф. «Утешение», песни Ю. Дерябкиной «Карусель», «Зайка и морковки», песня Е. Балдиной, Е. Круогла «Машина», песня «Часики» (Фиксипелки), песня О. Воеводиной «Ходим мы по залу, ищем себе пару», И. Штраус «Марш Радецкого», мультимедиа презентация, Су джок колечки, клавесы, стаканчики, цветы «подснежники» для развития речевого выдоха. Ход занятия 1слайд: Весна Под музыку дети входят в зал. Ребята, а какое время года наступило? Дети: наступила весна. Какие приметы весны вы знаете? Детиназывают приметы весны: Весной на деревьях набухают почки, появляются первые цветы. Весной животные просыпаются после зимней спячки. Весной птицы возвращаются из теплых стран. Весной насекомые просыпаются после зимы. Весной мы надеваем весеннюю легкую одежду. Весной дни становятся длиннее, а ночи короче. Весной небо голубое. Молодцы, ребята! Встретим Весну песней. 1. Песня «Постучалась к нам в окошечко весна». (Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют.) Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в весенний лес. В лес отправимся на машине. 2 слайд «Машина» 2. Развитие общей моторики. Упражнение «Машина» Мы приехали в лес. Пойдемте гулять по лесным тропинкам. 3. Динамическое упражнение. «Прогулка в лес» (Проводится под музыкальное сопровождение, соответствующее характеру текста). Раз-два-три-четыре-пять- Ходьба змейкой. В лес отправимся гулять. Маршируют. По извилистым тропинкам Потихоньку мы идем. Руки на пояс, ходьба на носочках. И цветок весенний, нежный На проталинке найдем. На носочки дружно встали, Бег на носках. По дорожкам побежали. Весело пойдем, Ходят высоким шагом, перешагивая через Через кочки перейдём кочки. И снова по дорожке, Маршируют. Мы весело идём. 3 слайд «Подснежник» 4. Упражнение на дыхание. Вот мы и нашли первый, весенний цветок подснежник. Давайте подуем на цветок, как легкий, весенний ветерок. Дети вместе с педагогом выполняют дыхательную гимнастику. 4 слайд «Зайка, мишка, ежик, белочка в лесу» Поиграем в игру «По дорожке мы шагали» 5. Нейроигра «По дорожке мы шагали» (массаж спины) Развиваем пальцевой праксис, чувство ритма, внимание и накапливаем словарь по теме. По дорожке мы шагали, Шагают пальчики, 2,1. Ёжика мы повстречали, Поочередное постукивание спины подушечками пальцев. По дорожке мы шагали, Шагают пальчики, 2,1. Мишутку повстречали, Поколачивание кулачками по спине. По дорожке мы шагали, Шагают пальчики, 2,1. Зайчика мы повстречали, Похлопывание пальцами по спине. По дорожке мы шагали, Шагают пальчики, 2,1. Белочку мы повстречали, Ладонями погладить спину. 5 слайд (зайчик и мишка) Ребята, в лесу мы встретили зайчика и мишку, давайте с ними поиграем. 6. Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра «Зайка» Дерябкина Ю. А вот под кустиком спрятались ёжики, мы и с ними поиграем. 6 слайд (ёжик) Массаж пальцев «Ёжики» Поиграем с ёжиком. Катаем Су джок между ладонями. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, Массажные движения большого пальца на клубочек ты похож. и т.д. по очереди все пальцы На спине иголки очень-очень колкие. Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, А колючки тоже на ежа похожи. 7 слайд Ребята, проходите на полянку поиграть. 7. Ритмическое упражнение «Передай стаканчик» под слова Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь И расцвел подснежник. 8. Ритмическая игра со стаканчиками «Передай стаканчик», для развития чувства ритма. 8 слайд Вот и подошло к концу наше путешествие, часики нам напоминают об этом. 9. Песня «Часики» с использованием клавес. На координацию движений со словом. Возвращаемся в детский сад на машине. 10. Упражнение «Машина» Сейчас мы покажем родителям игру, а затем поиграем с ними вместе. 11. Совместная ритмическая игра с родителями «Ходим мы по залу, ищем себе пару» Подведение итогов: Ребята вы МОЛОДЦЫ! У вас все получилось. Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться, - Ответьте мне, ребята, понравилось ли вам наше путешествие? - Что больше всего понравилось и запомнилось? - Мы обязательно еще не раз отправимся путешествовать. - Попрощаемся с нашими гостями и скажем всем «До свидания!». Дети под спокойную музыку покидают музыкальный зал. Используемая литература.
|